Запал мне в душу вопрос: а как относились к своим детям русские классики?
Александр Сергеевич Пушкин, который "наше всё", с детьми был очень нежен. Есть история, когда его позвали в гости и ради шутки сказали детям, что вас будут угощать Пушкиным. Дети, не понимая, что речь идет о поэте, думали о лакомстве и всерьез намеревались его есть, словно торт. Александра Сергеевича это случай очень позабавил.
К сожалению, поэт не оставил дневников. Но есть источник, который позволяет нам достоверно судить об отношении Пушкина к своим детям: Маше, Саше, Грише и Наташе. Это его письма супруге, где он постоянно тревожится за детей, справляется об их здоровье. В 1832 году появляется дочка, и повеса становится чутким отцом: "А Маша-то что? Что ее золотуха...?" "Ради бога,Машу не пачкай ни сливками, ни мазью" "Целую Машу и благословляю" - в каждом письме сквозит любовь к дочери. Он рекомендует не баловать Машу, интересуется, какие у дочери затеи. В 1833 г: "...благословляю тебя, Машку и Сашку" "Какова ты и дети?" "Машку, Сашку рыжего и тебя цалую и крещу". В 1835 и 1836 гг писем существенно меньше, но почти в каждом Александр Сергеевич посылает свое благословение детям, тревожится о предстоящих родах Натальи Николаевны. Жаль, что его дети так рано остались без любящего отца.
Не менее нежным отцом был Федор Михайлович Достоевский. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания его супруги, Анны Григорьевны. Она рассказывает о том, как тяжело Достоевский переживал смерть первой дочери Сонечки, которую просто обожал. Рождение второй дочери, Любочки, принесло счастье в семью. Затем Анна Григорьевна родила Феденьку. Особенно тяжело переживал Достоевский смерть младшего сына Алеши ( и подарил его имя герою своего романа "Братья Карамазовы"). Федор Михайлович пытался утешиться при помощи веры, поехав в Оптину пустынь. Самым четким проявлением его позиции считаю афоризм: "Счастье всего мира не стоит ни одной слезинки на щеке невинного ребёнка".
Знаменитый писатель (содержавший свою семью, семью покойного брата и пасынка от первой жены) всегда среди множества работы находил время на участие в жизни детей, волновался во время их болезни, разделял их забавы. В памяти Любови Федоровны он остался чудесным отцом. Почему-то особенно пронзительно это осознаешь при виде портсигара, на котором дочь написала время смерти своего великого отца.
Трепетным отцом был и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Известно, что мать его в детстве очень жестоко обращалась с детьми. Видимо, в сознании сатирика четко закрепилась мысль, что с детьми надо поступать совсем иначе. Кроме того, в браке у Салтыкова-Щедрина очень долго не рождался ребенок ( 17 лет). Легко представить, как восторгался писатель от появления первенца. Шутил в письме Некрасову: "Родился сын Константин, который, очевидно, будет публицистом, ибо ревет самым наглым образом". О радости отцовства сатирик рассказывал всем своим знакомым. Через 11 месяцев родилась еще дочь, так что можно было хвастаться уже 2 детьми.
По воспоминаниям сына, Салтыков-Щедрин идеализировал их с сестрой, очень скучал в разлуке, писал ежедневно письма, баловал игрушками, апельсинами и шоколадом. Детей обучали музыке, рисованию, танцам, языкам. Известный сатирик помогал дочери Лизе с сочинениями для гимназии и очень возмущался, если за письменные работы ставили тройки или двойки. Просил Лизу позвать учителя, чтоб выяснить, "когда я у вас из тройки с минусом вылезу?"
Еще одним положительным примером отцовства среди писателей 19 века можно считать драматурга Островского. У него было шестеро детей. По воспоминаниям современников, "когда болел кто-то из детей, у Александра Николаевича от волнения пропадал голос. Его беспокоило всё, что касалось детей - как они себя чувствуют, тепло ли одеты, как учатся...". Не желая разлучаться с детьми, Островский отказывался от поездок за границу. Самое строгое из его наказаний - нужно было молча сидеть в его кабинете Так он приучал ребят мыслить.
А вот Лев Толстой, жена которого родила 13 детей, не может считаться идеальным отцом. Он много экспериментировал с воспитанием, старался, чтобы дети не выросли неженками. Но судя по воспоминаниям детей, особой нежности от отца они не видели. Дочери старались угодить ему во всем, даже будучи взрослыми. Мария Львовна отказывалась выходить замуж. И вообще, по мнению писателя, они должны были служить на благо обществу. В большинстве своем они следовали этому предназначению. Особенно Мария и младшая Александра. Но ведь в этом чувствуется некий эгоизм: ты будешь жить только так, как я хочу.
Лев Толстой скорее заботился о чужих детях, крестьянских, например. Для них он создал Азбуку, писал басни и рассказы. Для них организовал школу.
К сожалению, у некоторых интересных писателей - Лермонтова, Гоголя - не было детей. Или мы не можем наблюдать истинного проявления отцовства, как например, с Тургеневым. У писателя была только внебрачная дочь, о которой он не сразу узнал и поздно забрал её в Париж, в семью возлюбленной Полины Виардо. Девочка стала прототипом Аси из одноименной повести, но судить об их отношениях с Тургеневым в полной мере нельзя.