Про этот необычный во всех отношениях дворец можно сказать многое, но для начала один самый важный факт, который сразу делает его бесценным: на сегодняшний день во всей огромной России-матушке вы не найдете ни одного подобного сооружения.
Вот сохранились деревянные избы петровского периода, древние крепости и иные фортификационные укрепления давних лет, даже постройки без единого гвоздя есть.
А такого, как Приоратский дворец в Гатчине вы не найдете.
Потому что не осталось больше у нас в стране примеров землебитных сооружений.
Да-да, вы не ослышались.
Этот чудесный замок явил себя миру из земли, из того самого праха и тлена, что у нас под ногами.
Какая великолепная метафора, особенно если знать философию рыцарей Мальтийского ордена, с которыми прочно связан этот архитектурный шедевр.
Землебитная технология очень древняя, судя по всему, она существовала еще до Трипольской культуры и вообще до Древнего Рима, но сам термин ввел в обиход совсем недавно по меркам истории, лишь в 18 веке, русский архитектор Николай Александрович Львов.
Кстати, Приоратский дворец именно его рук дело, как и уникальная церковь "Кулич и Пасха" в Петербурге, усадьба Державина, о которой можно почитать здесь:
и многие другие постройки в Петербурге, Торжке, Москве.
Вообще Львов был настолько опережающим свое время человеком с яркими талантами по части ботаники, литературы и музыки, что не мог выбрать что-то одно, ему было сложно и тесно в рамках конкретного направления, поэтому он одновременно писал музыку, проектировал здания, занимался дизайном садов и парков и сочинял стихи.
И он несомненно достоин отдельного рассказа.
Архитектурный дар Львова во многом сформировался на античном наследии. Он был палладианцем. Это целое течение в искусстве, вдохновленное итальянцем Андреа Палладио, который был адептом строгого классицизма и архитектуры античных храмов.
Эти идеи Львов пронесет через всю свою жизнь и будет руководствоваться ими при создании всех своих творений.
Но вернемся к землебиту.
Такие здания есть по всему миру: во Франции, в Англии, Африке, Средней Азии и Китае.
Но их очень мало.
Вот тут я сняла подробное видео об интерьерах и территории Приоратского дворца:
Технология позволяла быстро и качественно строить, поэтому с ее помощью возводили в основном фортификационные укрепления. Последствия множества войн стерли их с лица земли, но кое-где еще остались куски стен и невысокие дома.
Древние римляне вовсю использовали землебит при завоевании новых территорий.
Кстати, и могильные курганы запечатывали именно землебитными пробками.
Технология, как и во времена Римской империи, мало изменилась: местный грунт плотно набивался в опалубку с помощью тяжелых кувалд-трамбовок или специальных прессов, и тут самое главное было хорошо защитить будущие кирпичики от дождя.
Приоратский дворец строился для срочного приема братьев Ордена, как временный. Сам Львов, по свидетельству современников, говорил, что если дворец простоит 50 лет, то уже хорошо, а он стоит уж 200.
Суглинистые почвы Гатчины оказались идеальны для землебитного строительства дворца, который заказал Львову Павел I, изначально в качестве резиденции не для абы кого, а самого принца Луи-Жозефа Конде, своего близкого друга.
Конде был наследником несметного состояния, вызывавшего зависть и раздражение у самого короля Франции, а по совместительству Великим приором Мальтийского ордена.
Но, как говорится, что-то пошло не так.
Тут надо немного рассказать об Ордене и вообще при чем тут Конде и Гатчина.
Как известно, Павел был гроссмейстером Мальтийского ордена. Когда во Франции произошла Революция, Орден лишился большинства земель и оказался в изгнании. И Павел в знак поддержки создал Великое Приоратство в России, дав убежище братьям по вере. Разумеется, самым титулованным из них.
Их разместили во дворцах и резиденциях, а вот для Конде, с которым император крепко дружил, Павел решил построить личный замок, недалеко от собственного дворца в Гатчине.
Говорят, когда-то оба дворца соединял протяженный подземный ход, но в начале 20 века он был утрачен.
Так что добро пожаловать, можно сказать, вы находитесь на официальной исторической территории Мальтийского ордена в России.
Особая гордость Приората — его потолки. Они легкие, деревянные, что снимает нагрузку со стен. За счет их ячеистости даже самый легкий шепот слышен во всех закоулках помещения.
Стены возвели за лето, всего за три месяца, а подпорную стену и фундамент отделали местным пудостским камнем, это известняк, которым облицован Гатчинский дворец.
Дворец получился абсолютно асимметричный, это восхитительный, прямо-таки игрушечный набор башен и разноуровневых крыш.
Землебит был действительно дешевым и быстрым способ строительства: стены обошлись всего в 2000 и сэкономили казне как минимум 23000 рублей, против 25000 за каменные.
Доподлинно неизвестно, приехал ли принц Конде хоть раз в выстроенный для него Приоратский дворец.
Но тут в России вдруг резко меняется курс внешней политики, и вот уже в только что отстроенном для Великого Приора дворце Павел I сам принимает от рыцарей Ордена священные реликвии и становится главой Мальтийского ордена.
Десница Иоанна Крестителя, Филермская икона Богородицы и частица Креста Господня — священные реликвии госпитальеров на время оказались вместе на хранении в Гатчине, как и сам центр Мальтийского ордена.
С этого момента дороги так симпатизирующих друг другу принца и Павла I расходятся навсегда.
Ну а нам на память о событиях тех лет остается этот стилизованный под Средневековье миниатюрный замок на берегу озера Чёрное в Гатчине.
Сейчас в Приорате представлена экспозиция, посвященная визиту в Гатчину в 2015 году Магистра Мальтийского ордена.
Также выставлены предметы и мебель, связанные с временем правления Николая I, также личные вещи его приближенного, генерала Кутепова, жившего с семьей в Приорате.
Фото и текст ©Аглая Ненаглей
Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, так вы точно не пропустите ничего интересного из жизни в Петербурге!