Найти в Дзене

Основные принципы и инструменты визуализации данных бизнеса

Оглавление

Количество данных, которые генерируют компании, увеличивается очень быстро, поэтому сейчас популярен data-driven подход — принятие управленческих решений на основании больших данных. В такой ситуации на помощь приходят диаграммы, карты, дашборды и графики. С помощью грамотной визуализации большой объем информации намного проще воспринимать и анализировать.

Как визуализация данных может помочь бизнесу

В первую очередь она упрощает рабочий процесс и экономит время — не нужно долго изучать целые страницы текста или огромные таблицы с цифрами. С помощью визуализации можно структурировать практически любую информацию: от роста годовой выручки до определения размера скидки для постоянных клиентов. Графики и диаграммы помогают фокусироваться на ключевых показателях — благодаря этому вероятность принять неверное или поспешное решение снижается.

В маркетинге визуализация данных помогает анализировать продажи, изучать поведение потребителей и определять самые эффективные каналы продвижения. С её помощью отслеживают тенденции и паттерны, разрабатывают новые маркетинговые стратегии и повышают эффективность текущих кампаний.

Например, визуализацию данных можно использовать для создания графиков и диаграмм, которые показывают долю рынка, конверсию, средний чек и другие метрики. Так маркетологи лучше понимают, как продукты и услуги ранжируются на рынке и как себя ведет целевая аудитория

Разработка кастомной визуальной отчетности

  • Сквозная аналитика и когортный анализ в сложных тематиках
  • Единая SEO-отчетность для больших сайтов
  • Отраслевые дашборды, например, с мониторингом упоминаний в СМИ

Главные принципы создания визуализации

Вот несколько моментов, на которые важно обращать внимание при создании визуальных образов:

  • Простота и ясность. Графики и диаграммы должны быть максимально простыми в использовании и понимании. Избегайте сложных элементов дизайна и шрифтов и не перегружайте визуализацию разными показателями. Лучше сделать несколько графиков для презентации, чем пытаться вместить весь объем информации в один.
  • Достоверность. Данные перед визуализацией нужно тщательно проверить, особенно если это важный отчет или презентация для клиентов. Это не только убережет вас от неловкой ситуации, но и избавит от необходимости переделывать все с нуля.
Кстати, во время построения визуализации как раз можно обнаружить ошибку в расчетах, например, на графике будет виден неестественный скачок роста продаж.
  • Релевантность. Визуализация данных должна быть связана с задачами бизнеса и документа, где она размещена. Не стоит делать диаграмму ради диаграммы, чтобы просто разбавить текст картинкой.

Как визуализировать данные: виды графиков и диаграмм

Существует множество подвидов визуализации, но мы рассмотрим три самых популярных:

  • Круговая диаграмма (Pie chart). Формат используется для отображения соотношения долей в целом. Не стоит применять, когда сумма данных менее 100%, а также если показателей больше пяти — тогда в диаграмме будет слишком много мелких частей. На такой визуализации удобно показывать процентное соотношение покупателей в разных регионах или распределение бюджета.
Диаграмма с указанием количества поисковых запросов по разным странам. Поможет оценить, в каком регионе больше спрос в Интернете
Диаграмма с указанием количества поисковых запросов по разным странам. Поможет оценить, в каком регионе больше спрос в Интернете
  • Линейный график (Line Chart). Показывает изменение значения переменной во времени. Он часто используется для отслеживания тенденций и прогнозирования будущих значений. Линиями удобно показывать, например рост прибыли или количество покупателей по месяцам или годам.
Этот график отражает динамику кодов ответа страницы сайта
Этот график отражает динамику кодов ответа страницы сайта
  • Столбчатая диаграмма (Column Chart). Полезна, когда необходимо сравнить значения нескольких категорий или показателей между собой. Например, диаграмму используют для сравнения показателей продаж разных товаров в магазине за определенный период времени. Она позволяет понять, какие товары были самыми популярными и как изменились продажи в течение времени.
При выборе способа визуализации всегда отталкивайтесь от задачи: нужна динамика — подойдет линейный график, нужно процентное соотношение — круговая диаграмма, интересует доля и её динамика за конкретный временной промежуток — столбчатая диаграмма с временной осью ординаты.
На диаграмме показан трафик сайта по инструментам в определенные даты, например, сколько пользователей пришло через поиск, сколько — через email-рассылку и так далее.
На диаграмме показан трафик сайта по инструментам в определенные даты, например, сколько пользователей пришло через поиск, сколько — через email-рассылку и так далее.

Как сделать визуализацию частью рабочего процесса

Визуализация — такая же бизнес-задача, например, как верстка презентации или запуск рекламы. Данные нужно уметь корректно анализировать, загружать их в программу и красиво оформлять. Иногда с этим могут справиться штатные сотрудники, а иногда задачу лучше отдать на аутсорс внешнему специалисту.

  • Поставить задачу. У визуализации данных есть множество методов и инструментов, которые можно менять в зависимости от задачи. Например, дашборды и когортный анализ дают комплексную картину. Первый подходит для динамической отчетности, когда показатели постоянно обновляются. Второй — для изучения поведенческих моделей и паттернов, выявления недочетов и улучшения клиентского опыта.
  • Определить бюджет. Если сразу нескольким сотрудникам нужно купить доступ к сервису по визуализации, то подписка обойдется в приличную сумму. В этом случае возможно отдать задачу на аутсорс в маркетинговое агентство будет дешевле.
  • Найти исполнителя. Если визуализации готовит ваш сотрудник или команда, то при покупке подписки оцените функционал сервисов: возможности для группового редактирования, интерфейс, необходимость технического бэкграунда у пользователя (например, для визуализаций в RStudio требуются навыки программирования).

Подумайте, кто и как часто будет в итоге пользоваться сервисом, оправдает ли он затраты. Если речь идет о дашборде, который обновляется в режиме реального времени, то может потребоваться работа над возникающими ошибками и сотрудник, который будет ее выполнять на постоянной основе.

Три сервиса, которые помогут с визуализацией данных

Digital Strategy визуализируют данные для бизнеса с 2014 года. Чаще всего мы пользуемся этими инструментами:

  • DataLens. Продукт Яндекса, который точно не уйдет с отечественного рынка, поэтому ему доверяют многие российские компании. Есть интеграция с Яндекс.Метрикой, чтобы быстро анализировать эффективность рекламы.
  • Power BI. Удобен для создания дашбордов, есть множество шаблонов и готовых инструментов. Power BI создан Microsoft, поэтому интегрируется с другими приложениями экосистемы, такими как Excel и SharePoint.
  • Loocker Studio (ранее Google Data Studio). Позволяет создавать интерактивные отчеты и дашборды, объединяя данные из разных отчетов Google Analytics, Google Ads, YouTube, BigQuery. Loocker Studio идеален для решения относительно простых задач с небольшим объемом данных, которые получены и собраны на программных продуктах Google.