Найти тему
Авиационное обозрение

Как менялся состав специального радиооборудования на истребителях семейства МиГ-17?

Приветствую. Перенесемся в начало пятидесятых годов. Не так давно начался процесс перехода авиации на использование новых типов силовых установок (преимущественно турбокомпрессорные воздушно-реактивные двигатели), который постоянно набирал обороты. К тому времени, конструкторам и инженерам уже удалось наладить массовый выпуск первых машин нового поколения. Пока это касалось как фронтовых истребителей, так и к фронтовых бомбардировщиков. Основным советским реактивных истребителем нового поколения тогда стал МиГ-15 (обошедший своих конкурентов в лице истребителей Ла-15 и Як-25 (первый)). Спустя пару лет на смену приходит его улучшенная версия МиГ-17. Естественно, останавливаться на достигнутых результатах было нельзя. При этом, помимо разработки более совершенных изделий, непрерывно осуществлялась комплексная модернизация серийных самолетов, направленная на улучшение основных тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Касалась она как общей конструкции, силовой установки, вооружения, так и специального оборудования. Именно о последнем сегодня и пойдет речь. Точнее, мы остановимся на используемом радиооборудовании.

Рисунок истребителя МиГ-17. Источник: https://pikabu.ru/@Zavial1987
Рисунок истребителя МиГ-17. Источник: https://pikabu.ru/@Zavial1987

И если первые представители семейства МиГ-15 оснащались только радиостанцией, радиополукомпасом и радиоопознавателем, то состав радиооборудования "семнадцатого" существенно расширился. Помимо радиостанции и системы опознавания, он включал в себя упрощенное оборудование системы слепой посадки ОСП-48. А это радиовысотомер РВ-2, маркерный приемник МРП-48П и автоматический радиокомпас АРК-5. Ранее на канале мы уже неоднократно рассказывали про некоторые из этих устройств. Заинтересованным читателям рекомендуем ознакомиться с соответствующим циклом публикаций (Ссылка на статью). Но и это еще был не предел. Совершенствование используемого радиооборудования продолжилось и после принятия машины на вооружение. Наиболее массовыми модификациями "семнадцатого" был его базовый вариант МиГ-17, отдельное семейство перехватчиков (к примеру МиГ-17ПФ), а также улучшенный фронтовой истребительный вариант МиГ-17Ф. Их мы и рассмотрим в качестве примеров.

Ненаправленная антенна АРК-5 на истребителе МиГ-17.
Ненаправленная антенна АРК-5 на истребителе МиГ-17.

Большая часть базового оборудования на всех трех модификациях, была примерно одинаковой и унифицировалась между собой. Преимущественно менялась схема компоновки агрегатов, хотя добавлялись и некоторые новые изделия (к примеру радиолокационная станция на перехватчиках). В качестве примера, более подробно остановимся на радиостанции. На всех трех модификациях истребителя использовалась приемо-передающая ультракоротковолновая радиостанция РСИУ-3М, которая могла обеспечить стабильную связь на дальности до 350 км (при высоте полета в 10000 метров). В ее комплект входили такие элементы как приемник, передатчик, выпрямитель, пульт управления, преобразователь, измерительный блок, антенна и набор соединительных кабелей. На базовом варианте истребителя, передатчик и приемник радиостанции устанавливались в специальном отсеке на уровне между третьим и четвертым шпангоутом. Пульт управления монтировали в кабине летчика, по левому борту, на уровне между шестым и седьмым шпангоутом. Преобразователь находился там же, за приборной доской. Антенна радиостанции монтировалась по правому борту, на уровне между девятым и десятым шпангоутом. Аппаратура связной радиостанции на перехватчиках и модифицированных фронтовых истребителях была такой же, несколько менялось лишь место компоновки отдельных узлов. К примеру, на улучшенном МиГ-17Ф мотор-альтернатор радиостанции вынесли из-за приборной доски и установили на амортизированной панели по правой части фюзеляжа на уровне между восьмым и девятым шпангоутом. Также был сдвинут ближе к левому борту и выпрямитель (блок В) станции. Соответствующая монтажная схема связной радиостанции на истребителе МиГ-17Ф приведена на скриншоте ниже.

Монтажная схема радиостанции РСИУ-3М на истребителе МиГ-17Ф.
Монтажная схема радиостанции РСИУ-3М на истребителе МиГ-17Ф.

Если более подробно говорить об этом модифицированном варианте истребителя, то его основные отличия по составу радиооборудования заключались в наличии радиодальномера СРД-1 и станции предупреждения об облучении (с помощью радиодальномера или радиолокационного прицела противника) "Сирена-2".

Для справки. Радиодальномер СРД-1 представлял собой радиолокационную станцию, предназначенную для автоматического и непрерывного определения расстояния до цели. Радиодальномер был сопряжен со счетно-решающим механизмом автоматического прицела АСП-4ПМ. В его состав входили антенна, блоки и пульты питания и управления, приемо-передающий модуль, мотор-альтернатор и комплект соединительных кабелей.

Подготовка радиодальномера к применению занимала примерно десять минут. За это время осуществлялся прогрев ламп, стабилизация температуры в блоках и установка рабочих частот устройства в пределах 30 МГц. Размещение основных агрегатов и узлов радиодальномера было следующим. Антенна устанавливалась на обтекателе крышки люка носового отсека фюзеляжа. Приемо-передающий блок устанавливался внутри носового отсека на уровне между первым и третьим шпангоутами. Блоки дальности и питания устанавливались за приборной доской, а пульт управления устройством был размещен на левом пульте кабины летчика. Мотор-альтернатор радиодальномера, предназначенный для преобразования постоянного тока бортовой сети самолета в переменный однофазный ток, крепился по правому борту на уровне между шпангоутами 5А и 6А.

Комплект радиодальномера СРД-1.
Комплект радиодальномера СРД-1.

Станция "Сирена-2" являлась детекторным приемником со звуковым индикатором. Ее комплект состоял из антенны, установленной в хвостовом обтекателе, пульте управления и усилительно-индикаторном блоке. После принятия антенной радиосигнала происходила его обработка и преобразование в звуковой сигнал. В зависимости от силы звукового сигнала, летчик мог судить о приближении или отставании вражеского самолета с облучающей станцией. Стоит отметить, что установка новых устройств привела к внесению некоторых изменений в размещении отдельных блоков стандартного оборудования. К примеру, перенесли место установки инерционного замыкателя станции СРО, звонка маркерного приемника и некоторых узлов радиостанции.

Рисунок антенны станции Сирена-2.
Рисунок антенны станции Сирена-2.

Радиооборудование перехватчиков выполненных на базе МиГ-17 в целом также соответствовало обычным фронтовым истребителям. Его основное отличие заключалось в установке радиолокационной станции перехвата и прицеливания РП-1. При этом, начиная с 6-ой производственной серии, в производство пошла модификация перехватчиков с улучшенным размещением блоков этой станции, что существенно повышало ее эксплуатационные характеристики. Более подробно об оборудовании перехватчиков МиГ-17ПФ было рассказано ранее в соответствующей публикации (Ссылка на статью).