Добрый день. С окончанием Второй Мировой войны развитие боевой авиации уверенно набирало обороты. Вторая половина сороковых годов ознаменовалась переходом к самолетам нового поколения, отличительной особенностью которых стало применение турбореактивной силовой установки. Это позволило качественно улучшить их основные летно-технические характеристики. Процесс разработки новых машин при этом шел поэтапно. Конструкторам и инженерам авиационных ОКБ, а также смежных организаций, необходимо было решить целый ряд сложнейших технических задач, изучить зарубежный опыт и подготовить обновлённую материально-техническую базу для развертывания серийного производства новых изделий. В Советском Союзе прежде чем получить первый полноценный серийный истребитель нового класса (МиГ-15) прошло несколько лет. За это время было разработано несколько десятков проектов (от Як-15, Ла-150 и МиГ-9, до Як-23 и Ла-15), часть из которых, в течении некоторого времени, состояла на вооружении. Кстати говоря, заинтересованные читатели могут зайти на канал и ознакомиться с подробными обзорами по всем отмеченными выше самолетам (отдельные ссылки приводить не будем).
Помимо смены типа силовой установки и переработки всех сопутствующих функциональных систем, конструкторы вели непрерывные работы как по доводке общей конструкции (и компоновочной схемы), так и по совершенствованию специального оборудования. В первую очередь это касалось именно радиооборудования. Сегодня мы как раз и остановимся на этой теме. При этом мы не будем приводить его непосредственный состав с подробным разбором у одного конкретного истребителя, а проследим общую тенденцию развития. Да и в целом постараемся отойти от практики использования конкретных технических описаний (за исключением приобретаемых за свои средства), так как это чаще вызывает негативную реакцию читателей и коллег "по цеху". Затронутые временные рамки мы ограничим серединой пятидесятых годов. В них попадают все серийные самолеты начиная от истребителей типа МиГ-9/Як-15 и заканчивая представителями семейства МиГ-17 и перехватчика Як-25. То бишь до первого поколения включительно. И если оснащение самых первых машин ограничивалось только радиостанцией и радиополукомпасом (хотя на некоторые истребители созданные в ОКБ-115 устанавливался еще и радиоопознаватель), то на последующих самолетах оно уже было существенно расширено. Применение нового оборудования позволило как увеличить возможности истребительной авиации в целом (в первую очередь появился отдельный класс истребителей-перехватчиков, оснащенных радиолокационными станциями), так и упростить работу летчика во время полета (к примеру в вопросах навигации). Теперь более подробно.
По ходу повествования мы будем опираться на условную схему (приведена выше), где указан типовой состав радиооборудования, устанавливаемого на тех или иных истребителях (также туда включена и учебная спарка МиГ-15УТИ). Сведена она в четыре большие группы в зависимости от времени их разработки и активной эксплуатации. Как уже отмечалось ранее, на самых первых представителях этого класса истребителей, принципиально нового радиооборудования еще не было. На них установили туже коротковолновую приемопередающую радиостанцию и тот же радиополукомпас с отметчиком, что и на поршневых машинах конца войны. Это были РСИ-6 и РПКО-10М соответственно. Радиополукомпас РПКО-10М являлся радионавигационным прибором полуавтоматического действия, который решал определенный набор навигационных задач. К примеру это вождение самолета по сигналам радиомаяка, вывод на контрольный пункт маршрута и т. д. Он работал в диапазоне частот от 275 до 725 кГц. Дальность действия устройства при работе с наземными приводными станциями (к примеру РАП-3) могла достигать 200 км. В его комплект входили: приемник с дистанционным управлением, рамка РМДК, индикатор ИКО-42, умформер РУ-11А и некоторые другие элементы. Применялся он на таких серийных истребителях как Як-15, Як-17, Як-23, МиГ-9, МиГ-15 с РД-45Ф и Ла-15. Соответственно размещение элементов этого оборудования и комплектация несколько отличалась в зависимости от модели самолета.
Базовая радиостанция РСИ-6 ставилась только на самых первых реактивных истребителях. Разработана она была на основе знаменитой авиационной радиостанции РСИ-4 (Ссылка на статью) еще во время войны. Ее серийное производство было налажено с 1943 года в Новосибирске (завод № 590). Стоит отметить, что именно на этом же предприятии с конца сороковых годов осуществлялся выпуск и принципиально новой самолетной радиостанции РСИУ-3М. РСИ-6 же представляла собой приемо-передающую самолетную радиостанцию, которая могла обеспечить устойчивую связь как между самолетами группы, так и с наземными станциями. В зависимости от высоты и условий полета, ее дальность действия могла достигать 50 км (при связи с однотипными самолетными радиостанциями) и 120 км при связи с наземными станциями (к примеру с РАФ-КВ-3 и другими). Передатчик работал в диапазоне частот от 3750 до 5000 кГц.
Для справки. Радиостанция РАФ. Серия советских стационарных, возимых или аэродромных радиостанций. Предназначалась для обеспечения связью между крупными войсковыми соединениями или между аэродромами с самолетами. Работала в нескольких диапазонах частот (КВ, ДВ, СВ). Была разработана конструкторской группой П. А. Пашаева в середине тридцатых годов. В серийное производство запущена в 1938 году на горьковском заводе № 197. Активно применялась начиная с Финской компании и далее по ходу Великой Отечественной войны.
Типовой комплект РСИ-6 состоял из 14 элементов приемной и передающей части (включая соединительные кабели). Потребляемая мощность передатчика составляла примерно 140 Вт, а потребляемая мощность приемника была около 50 Вт. Более современные самолеты, которые начали активно эксплуатировать с 1949 года (к примеру Ла-15, Як-23, различные модификации МиГ-15), получили модифицированную радиостанцию РСИ-6К. Одной из отличительных особенностей пятилампового передатчика РСИ-6К стало введение кварцевой стабилизации. Для переключения с плавного диапазона на диапазон стабилизированный кварцами, необходимо было перевести ручку установки волны в крайнее положение. Также были введены два режима работы: нормальный и форсированный (при нем происходило некоторое увеличение потребляемой мощности). Последний режим применялся для кратковременного увеличения дальности связи (так как при его использовании быстрее расходовался рабочий ресурс установленных ламп). К примеру, при высоте полета в 1000 метров и нормальных погодных условиях, дальность связи с наземными станциями уже составляла 130 км.
Корректная работоспособность радиостанции в форсированном режиме могла быть обеспечена только при полете на высотах до 10000 метров. Еще одной особенностью новой радиостанции стало применение схемы самоподслушивания по высокой частоте. Это позволяло осуществлять контроль работы элементов радиостанции. Также стоит отметить, что теперь применялись и новые приёмники (в основном РСИ-6М1) для питания которых был исключен умформер РУ-11А. Естественно помимо вышеотмеченных вещей, были внесены определенные изменения и в саму принципиальную схему как передатчика, так и приемника. Таким образом, можно сделать вывод, что пока велась разработка качественно новых изделий, была осуществлена комплексная модернизация уже существующей радиостанции. Она была направлена на улучшение ее основных эксплуатационных характеристик (увеличение дальности связи, улучшение надежности, помехоустойчивости и т. д.).
Теперь что касается аппаратуры опознавания. Истребители Як-17 и Як-23 оснащались радиоопознавателями СЧ-3М. Дальность его действия при работе с наземной станцией радиообнаружения типа П-3, составляла в полете на нее до 40 км, а в полете от станции около 80 км. На истребителе Ла-15 было предусмотрено место для размещения аппаратуры ответчика "Барий М". Устанавливался ли он по факту или нет- мне лично выяснить не удалось. Первые серийные МиГ-15 также были лишены подобной станции и она пошла в штатную комплекцию начиная с модификации МиГ-15бис. После принятия на вооружение "микояновской" машины, руководство страны приняло решение сократить количество типов самолетов в истребительной авиации. Основной конкурент "пятнадцатого мига" в лице Ла-15 был снят с производства. А истребители прочих типов (МиГ-9, Як-17, Як-23) постепенно стали выводить из эксплуатации. Соответственно дальнейшее развитие советской истребительной авиации пока было сосредоточено в руках ОКБ-155 (на период начала пятидесятых годов). Что же касается нового радиооборудования (автоматический радиокомпас, радиовысотомер, ответчик системы опознавания), то их стали массово применять именно с модификации МиГ-15бис (хотя оно также отрабатывалась и на опытных изделиях созданных в других ОКБ). Но об этом речь уже пойдет в следующей публикации по данной теме.
Продолжение следует...
Также рекомендуем читателям ознакомиться со следующими циклами статей по схожей тематике.
1. Какие радиостанции применялись в ВВС РККА во время Великой Отечественной войны? (Ссылка на статью)
2. Какое радиооборудование применялось на фронтовом бомбардировщике Ил-28? (Ссылка на статью)
При написании данной публикации использовались материалы со следующих источников: https://military.trcvr.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, http://www.radionic.ru/, http://oldradio.cqham.ru/, https://ru.wikipedia.org/, https://war-book.ru/, https://igor113.livejournal.com/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Самолет Ла-15. Техническое описание под редакцией Н. Н. Пискарева, книга Самолет МиГ-15. Техническое описание под редакцией А. Г. Брунова, А. Г. Лидлейн, Справочник по радиостанциям применяемым в ВВС СССР, книга Описание радиостанции РСИ-6К и инструкция по эксплуатации.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).