Здравствуйте. Вернемся к теме обсуждения советских истребителей семейства МиГ-17. Ранее на канале выходила обобщенная публикация, где было рассказано про совершенствование семейства перехватчиков, разработанных на базе этого фронтового истребителя (Ссылка на статью). Именно эти модифицированные по отдельной спецификации машины (помимо непосредственно узкоспециализированных перехватчиков нового поколения) и стали основой авиации Советской противовоздушной обороны в середины пятидесятых годов. Эти перехватчики прошли довольно сложный путь развития, в ходе которого осуществлялась модернизация их основных бортовых систем, силовой установки и специального оборудования. Кроме того, шел постепенный переход от применения пушечного вооружения к ракетному. Одной из наиболее массовых модификаций перехватчиков рассматриваемого семейства являлся МиГ-17ПФ. Его серийное производство было развернуто в 1954 году. К примеру, на заводе № 21 за два года выпустили 388 экземпляров (там он производился под индексом тип 58). Машину спроектировали на базе фронтового истребителя МиГ-17. Конструктивно она представляла собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с трехопорным убирающимся шасси, стреловидным крылом и классическим однокилевым стреловидным оперением.
Так какие же основные изменения в конструкцию перехватчика внесли в отличии от базового истребителя? Во-первых, была установлена новая силовая установка. Это турбореактивный двигатель ВК-1Ф с форсажной камерой. Соответственно это повлекло за собой некоторые изменения в конструкцию задней части фюзеляжа и состав сопутствующих функциональных систем. ВК-1Ф представлял собой воздушно-реактивный компрессорный газотурбинный двигатель, который был форсирован по тяге с помощью дополнительного сжигания топлива за турбиной. При этом, к турбине через специальное соединение крепилась форсажная камера с регулируемым соплом. Это позволяло получить максимальную тягу (с форсажем) на взлетном и боевом режиме в районе 3380 кгс. Общее размещение форсированного двигателя было аналогично модели ВК-1А. Тоже самое касалось и узлов крепления, за исключением форсажной камеры, которая монтировалась с помощью специальных направляющих. Между обшивкой и форсажной камерой устанавливался кожух, который был необходим для того чтобы препятствовать избыточному тепловому воздействию на каркас фюзеляжа. Непосредственное управления форсажной камерой (включение/выключение) осуществлялось из кабины летчика (с помощью рычага управления двигателем). Что касается топливной системы, то ее изменения были примерно следующего типа:
- изменилась форма заднего топливного бака;
- другая последовательность выработки топлива;
- установлено дополнительное вспомогательное оборудование (к примеру подкачивающие насосы и т. д.).
Вторая часть важных доработок касалась конструкции носовой (с первого по девятый шпангоут) и задней части фюзеляжа (с двадцать шестого по тридцатый шпангоут). Это было обусловлено установкой радиолокационной станции (для этого меняли меняли конструкцию первого шпангоута) и другой силовой установки (были изменены хвостовые шпангоуты) с более габаритной форсажной камерой. По сравнению с МиГ-17, у перехватчика изменили и фонарь кабины. Теперь он имел несколько удлиненную вытянутую форму. В конструкцию крыла и оперения (за исключением нижнего киля) изменения не вносились. Что касается шасси, то несколько доработали переднюю стойку (а также аварийную систему ее выпуска), плюс осуществили замену колес на основных стойках. Основной блок же изменений касался специального оборудования и соответственно электросистемы истребителя. В связи с увеличением количества потребляемой энергии, были установлены новые источники электропитания. На базовом МиГ-17 применялся генератор типа ГСР-3000 и аккумулятор 12САМ-28, которые подключались параллельно. На перехватчике же основным источником электроэнергии являлся более мощный генератор ГСР-6000. Соответственно доработали сопутствующее оборудование и смонтировали узел питания радиолокационной станции, который включал в себя набор специализированных элементов (к примеру преобразователь МА-1500, различные предохранители и т. д.). Аккумулятор остался той же марки, но был перемещен в заднюю часть фюзеляжа.
Что касается радиолокационной станции, то на МиГ-17ПФ применялась станция типа РП-1 "Изумруд", которая позволяла обнаруживать цели в любое время суток и при сложных погодных условиях. При этом дальность обнаружения доходила до 12 км, а дальность прицельной стрельбы до 2 км. Станция состояла из 24 блоков, которые делились на несколько групп. Это обзорная группа, прицельная группа, канал электронного авиагоризонта и вспомогательная группа. Весь комплект узлов радиолокационной станции размещался в носовой части фюзеляжа от обтекателя до шпангоута № 9. Соответственно несколько доработали и размещение приборного оборудования в кабине летчика. Основной состав специального радиооборудования остался таким же. Это приемо-передающая радиостанция РСИУ-3М, самолетный радиоответчик, автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный приемник МРП-48П и радиовысотомер РВ-2 (последние три элемента входили в состав аппаратуры системы слепой посадки ОСП-48П). Однако, на перехватчике несколько изменилось место размещения их отдельных элементов. Также дополнительная перекомпоновка агрегатов специального оборудования последовала после 6-ой производственной серии, когда внедрили улучшенное размещение составных узлов радиолокационной станции. Общая схема размещения специального оборудования на истребителе МиГ-17ПФ приведена на скриншоте ниже.
На перехватчике МиГ-17ПФ изменили и непосредственный состав системы вооружения. Крупнокалиберная 37-мм пушка была заменена на 23-мм орудие НР-23. Теперь состав артиллерийского вооружения включал в себя три 23-мм пушки НР-23 с суммарным боекомплектом в 300 снарядов. В качестве прицела использовался АСП-3НМ, который был сопряжен со станцией РП-1. Соответственно переработали все сопутствующие узлы и элементы (лафет с креплением, систему питания орудий и т. д.) Возможность применения бомбардировочного вооружения сохранили без каких-либо изменений. Общая схема размещения элементов системы вооружения перехватчика приведена на скриншоте ниже.
Что по итогу? В результате проведенной модернизации была получена вполне сбалансированная машина. Однако, она не могла в полной мере удовлетворить всем требованиям к самолетам подобного класса (по сравнению с узкоспециализированным изделием). К тому же, тогда развитие авиационной техники шло очень высокими темпами и буквально через несколько лет, данный перехватчик уже устарел. Но необходимый опыт эксплуатации истребителей подобного класса был получен. И он лег в основу при разработке более совершенных перехватчиков.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.