Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В Эпоху Возрождения в Италии было сконцентрировано столько художников высочайшего уровня, что буквально глаза разбегаются. Пармиджанино на этом фоне не потерялся, его манера узнаваема с первого взгляда, мастерство несомненно. Стиль Пармиджанино относят к раннему маньеризму. Родившись в семье художника, мальчик (его настоящее имя Джироламо Франческо Мария Маццола) с детства готовился стать художником. После смерти отца он продолжал обучение, теперь у своих дядь, которые тоже были живописцами.
Уже с 16 лет юный Джироламо получал заказы, в 17 начал писать фрески для покоев Паолы Гонзага — выгодный заказ, говорящий о признании его мастерства. С дядями и другими художниками он работал и над росписями церквей.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
В 1524 году Пармиджанино был 21 год, и он уже был автором знаменитой картины «Обрезание Иисуса». Вместе в дядями он прибыл в Рим, где жадно впитывал в себя шедевры Микеланджело, Рафаэля и других великих мастеров живописи. Встретились с папой Климентом VII, и юный Пармиджанино преподнес ему несколько своих работ, в том числе автопортрет, написанный на деревянной полусфере. Эта картина интересна не только тем, что показывает внешность молодого художника и его характер, полный чувства собственного достоинства, но и тем, что тут продемонстрирован оптический эффект, возникающий при отражении на выпуклой поверхности.
В XVI веке зеркала были выпуклыми, делать ровное стекло только учились, и такие изделия не попадали в широкий оборот. Пармиджанино намеренно выставил вперед руку, чтобы показать, как сферическое стекло деформирует изображение.
Он вообще был склонен к экспериментам, его живой ум постоянно искал новые формы, непривычные сочетания, это был человек-исследователь. Пребывание в Риме было недолгим, но творчески очень насыщенным, тут были созданы «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Композицию последней картины он построил на вращательном движении, намеренно увеличив фигуры персонажей. Он как раз работал над этим произведением, когда Рим захватили войска Карла V, солдаты ворвались в мастерскую, но, увидев работающего художника, молча покинули помещение.
Пармиджанино потом жил и работал в разных городах Италии, везде создавая великолепные картины. И также везде он занимался алхимическими опытами, искал новые соединения, размышлял. Его последняя картина — автопортрет в красной шляпе, показывает глубоко задумавшегося человека. Выглядит он больным. Художник умирал, причиной тому стало отравление веществами, используемыми в алхимических опытах. Зная о близкой смерти, Пармиджанино завещал похоронить его «нагим с архипастырским крестом на груди», что и было сделано.
Читайте еще на моем канале:
Картин Элизабет-Софи Шерон осталось немного, но они говорят о незаурядном таланте этой женщины
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой