Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию небольшую подборку новой космической фантастики, опубликованной в этом году. В общем, традиционный для меня обзор нескольких книг, объединенных по тому или иному признаку. Сегодня, такими признаками будут: тематика космоса и фантастика текущего года. Поехали.
Николай Чувиков «Сквозь бесконечность. Эра отверженных» (2023)
На книгу Н. Чувикова "Сквозь бесконечность. Акт первый. Эра отверженных" я делал пост – рецензию чуть больше месяца назад. Формат постов довольно ограничен по объему и потому, я в последнее время делаю на представленное на канале произведение два материала: пост, с выделением основных достоинств, недостатков и прочих особенностей книги (само собой, с моей субъективной точки зрения) и, примерно через месяц, более длинный обзор – статью в произвольной форме. Вообще, интересно сравнивать свежие впечатления от прочитанной фантастики и впечатления, отложившиеся в памяти позже.
Итак, автор обозреваемого романа предлагает читателю погрузиться в мир галактики будущего, примерно через несколько тысячелетий. Земляне освоили межзвездные перелеты и колонизировали другие миры. В своей межзвездной экспансии они встретились с иными разумными. Человечество стало одной из ведущих рас, являясь лидером в технологической, экономической, культурной и иных сферах. Правда, через несколько веков после начала космической экспансии, земная цивилизация испытала настоящую катастрофу – молниеносное нашествие инопланетной расы. Пришельцы отступили в дальний космос также внезапно, как и появились. На останках технологической цивилизации разгулялась анархия, сменившаяся жестким религиозным культом. Все проходит. Прошел и темный период для человечества Земли. Возникла новая техноцивилизация, называемая Та – Кемет (название, восходящее к Древнему Египту, где так называли, собственно, страну фараонов - плодородную долину Нила, окруженную раскаленными безжизненными пустынями и полупустынями). Со временем, Та – Кемет полностью заместил в сознании людей (и нелюдей) Землю. Планета стала Та-Кеметом, как и вся земная цивилизация. Это не касалось земных колоний, возникших до нашествия. Там, в разных мирах, с обособленными астрофизическими, геологическими, климатическими, биологическими и иными условиями, развились собственные уникальные культуры. Так, одна из главных героинь – девушка Вишну, с планеты Вавилон, была ростом чуть выше метра с кепкой. Низкий рост типичен для вавилонян. На ее планете воровство было возведено в ранг одобряемого обычая. В общем, восьмая заповедь писалась явно не в расчете на планету Вавилон. Тому имелось объяснение: колония выходцев с Земли здесь была основана еще до Забвения (так называли период агрессии из космоса и последовавшего затем времени хаоса), а первые колонисты были ссыльными преступниками. Другая героиня – бывшая правительница планеты Урр, обладала выдающимся интеллектом, памятью и другими когнитивными способностями. На Урре практиковали что-то вроде выборной монархии, где глава планеты принимал сок деревьев «руакки», который и увеличивал работоспособность серого вещества.
Расписываю так подробно по одной причине: «история» человечества играет в сюжете романа огромную роль. Имею в виду именно «историю» в кавычках – фантастическое допущения автора о будущем. Нашествие расы жао и наступившее за ним Забвение являлись краеугольным событием для всех миров потомков землян и оказали влияние на всех без исключения героев книги. И… это очень круто. Часто, когда читаешь фантастику о далеком будущем, авторы, так или иначе, отталкиваются от реальных исторических событий, или современных им тем, так сказать «на злобу дня». К примеру, знаменитый роман Р. Хайнлайна «Звездный десант» - это рефлексия автора на современность, а А. Азимов, в своей знаменитой серии «Основание», взял за основу историю поздней Римской империи, в изложении Эдварда Гиббона. Такие аллюзии на современность и историю делают фантастическое будущее более понятным читателю. Да и писатели – люди живые, поэтому переносят на будущее то, что их волнует в настоящий момент. Н. Чувиков взял на себя смелость оторваться от привязки к реалу и, как мне кажется, не прогадал. Вселенная романа «Сквозь бесконечность. Эра отверженных» получилась самостоятельной и убедительной.
А еще мир книги подкупает своей атмосферой. Это сложно передать в двух словах, но миры, космические корабли и иные локации, в которых происходит действие книги, оставляют впечатление загадочности, тайны, какой-то древности. Чем-то они напоминают Землю Желязны романа «Этот бессмертный», Маджипур Силверберга, Дарковер Мэрион Зиммер Брэдли и другие, врезающиеся в память фантастические миры. Вовсе не хочу заниматься сравнением творчества признанных мастеров фантастики и обсуждаемой книги. Тем более, «Сквозь бесконечность. Эра отверженных» тяготеет скорее к космической опере, чем к планетарной фантастике. Просто автор создал действительно яркую и оригинальную фантастическую вселенную, потому аналогии с приведенными примерами НФ – классики, в данном случае уместны. Термин «атмосферно» не принадлежит к литературному русскому языку и является жаргонизмом, но точно передает суть фона сюжета книги.
Кстати, о сюжете. Роман насчитывает несколько сюжетных линий, в которых действуют разные герои. Однако все эти линии, как и действующие в них персонажи, связаны между собой, что создает стройную и логичную фабулу произведения. Сами герои крайне колоритны: девушка из воровской гильдии, искатель приключений, авантюрист, капитан военного крейсера, политик и др. достаточно неплохо запоминаются. Очень часто в нашей современной фантастике используется шаблон героев, похожих друг на друга, как на подбор. Этакие крутые хорошие парни, с бойцовскими навыками. Здесь, крутости в поведении действующих лиц тоже хватает, как и динамики, накала приключений, остросюжетности и т.п. Книгу вообще можно охарактеризовать, как космическую оперу, с элементами фантастического боевика. Но использование целой группы главных действующих персонажей, действующих в нескольких параллельных линиях и локациях, позволяет разнообразить репертуар. Некоторые персонажи хоть и активно задействованы в сюжете, видимо будут развиваться в будущем (думается, что автор будет работать над продолжением). Например, к ним относится та-кеметский искатель приключений Кэсседи Аддамс. Образы других героев может и не выходят за рамки некоего стереотипа, но крайне разнообразны. Так, капитан космолета "Энкратуриус" Андрей Макаров представляет собой типичного неудачника, дослуживающего свой срок на устаревшем космическом корабле военного флота ВМО (галактического объединения планет) . Если попробовать найти аналогию высокопоставленному политику Фернандо Лопесу, то можно вспомнить супруга сенатора Мон Мотмы из сериала Вселенной Звездных Войн «Андор». Такое же, почти бесполезное дополнение к деятельной подруге жизни. К третьей категории героев романа относится малорослая Вишну с планеты Вавилон. Здесь кипят поистине шекспировские страсти, а героиня, в процессе своих приключений, переживает драматические перемены в своей судьбе и отношению к жизни, долгу, другим людям и т.д. И все это еще и в условиях искрометных приключений. Очень круто написано.
Таким образом, имеем современную космическую оперу, где автор не боится работать с большим объемом книги, со сложным сюжетом (несколькими линиями и т.п.), множеством героев, экспериментирует с фантастическим миром, т.е. фоном, на котором действуют персонажи. Ну и динамики, боевки и накала сюжета тоже хватает. Таки мне понравилось.
Да, забыл добавить пару предложений в качестве аннотации. На планете Та-Кемет (в древности Земля) искатель приключений Кэсседи Адамс и его постоянный спутник Крогг с орбиты Юпитера, вместе с нанятыми ими разумными индивидами нескольких рас, пытаются найти некий могущественный артефакт древности, спрятанный в древнем заброшенном городе Москва, скрытом от населения Та-Кемета за мощным охранным барьером. В этом время команда крейсера "Энкратуриус", под командованием капитана Макарова, изловила космического мошенника Каспера Вэнса, а еще экипаж космолета готовится принять на борт сурового легата Локенгона с Плутона, что наводит оторопь на весь Та-Кемет, колонии и другие расы. Наконец, на планете странных инопланетян, называемых щаканагами, состоящая в гильдии воров вавилонянка Вишну берется достать из центральной библиотеки расы таинственный манускрипт. Проблема в том, что щаканаги относятся к чтению и книгам с религиозным трепетом и похитителя, в случае неудачи, ждут очень печальные последствия.
Николай Лебедев «Хрупкая грань реальности» (2023)
Второе произведение сегодняшней подборки – роман Н. Лебедева "Хрупкая грань реальности" в какой-то мере можно назвать антиподом первой книги обзора. Его отличает более строгое и сухое изложение, относительно небольшой объем книги, вполне себе стандартные главные герои (бравый космонавт и его умненькая и обаятельная напарница).
В то же время, как и в случае первого романа, космических приключений здесь хватает. По сюжету, главный герой – отставной военный офицер войск межпланетной Конфедерации был уволен из армии, что называется, без содержания и с потерей всей выслуги лет. Все дело в том, что на одной из земных колоний были найдены залежи редчайших полезных ископаемых, с помощью которых осуществляется межзвёздная навигация. Александр (так зовут ГГ) получил неофициальный приказ принудить колонистов к подписанию кабального договора о добыче с земной корпорацией. Колонисты пошли в отказ, а командир отряда исполнителей, то бишь главный герой произведения, их поддержал. За что и был изгнан из армии. Благо, что приказ был неофициальным и парень отделался тем, что его просто вышвырнули за ненадобностью и попутно лишили накоплений и недвижимости на Земле.
Небольшая вставка о фантастической Вселенной книги. Она довольна стандартна для космической фантастики. Время действия книги – около трех столетий от нашего времени. Земляне смогли достичь иных звезд нашей галактики и начать колонизацию ряда планет. Иных разумных существ за время своей космической экспансии они не встретили. Такое одиночество породило вполне обычную для человечества картину: начались противоречия между метрополией и бывшими колониями, одни из которых попали в сферу влияния матушки Земли и вошли в Конфедерацию, а другие остались независимыми.
Итак, прошлое главного героя я представил. Ну а на момент начала действия сюжета книги, Александр зарабатывал на жизнь в качестве космического разведчика и старателя, выискивая интересные, с точки зрения полезных ресурсов, объекты. В глубинах космоса, в пространстве между спиральными рукавами нашей галактики, Александр обнаруживает звездолет, который оказалось невозможно соотнести с космическим кораблем ни одного известного мира и модели человеческой цивилизации. Космический старатель смог проникнуть на его борт и вынес оттуда артефакт, напоминающий обликом и структурой обломок породы – камень.
По прибытию в обитаемые сектора космоса, Александр пристыковывается к пересадочной космической станции, где случайно знакомится с симпатичной девушкой, представившейся ему как Диана – уроженка планеты Николаев. Ну и буквально сразу, на космического старателя открывают охоту «государевы» люди, пытаясь заставить его отдать найденный артефакт. Впрочем, у Александра иные планы…
Думаю, что даже по такой короткой аннотации понятно, что книга является динамичной космической фантастикой, с элементами боевика. Автор не нагружает читателя каким-то сложными конструкциями сюжета, фантастического мира и переживаниями героев. Зато в плюс к динамичному приключению можно добавить наличие в книге таких понятий как: спиральные рукава галактики, особенности путешествий между звездами (досветовые скорости и релятивистский эффект замедления времени), парадокс Ферми, а также гипотезы палеоконтакта, развития разумной жизни во Вселенной и многих других.
Таким образом, в сюжет вводятся элементы научпопа, что несомненно является одним из преимуществ романа Н. Лебедева. В свое время, при переходе от подросткового к юношескому возрасту, мне попалась в руки фантастика П. Андерсона, в которой приключения героев в космосе были не так, чтобы и сложны. Но зато фантаст всегда не забывал добавить эдакое, связанное с физикой и астрономией, геологическими и климатическими условиями фантастических миров и т.п. Такие познавательные моменты были весьма полезны для молодого и растущего организма. Более сложная космическая фантастика, вроде книг С. Дилэни, была еще не по зубам, а вот микст из приключений и научпопа заходил на сто процентов. Примерно так, мне видится и роман Н. Лебедева «Хрупкая грань реальности»: динамичная и легкая космическая фантастика с элементами научпопа.
На этом на сегодня все. Ознакомится с представленной фантастикой вы можете перейдя по ссылкам (синим текстом в начале обзора каждой книги). Продолжу и далее искать для вас любопытные образцы современной и проверенной временем фантастики.
Подписывайтесь на ТГ "Интересной фантастики" и получайте возможность уведомлений о публикации всех новых статей и постов канала https://t.me/infantastika