Относительно новая книга и новый обзор, с вашего позволения, друзья. Книга почти новая (2022 год),но больше года дожидалась своей "очереди". И вот время ее пришло! Напомню, моё мнение о книге - это мнение частного лица, простого читателя, а не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение историка. В основе оценки - субъективное мнение о книге в той области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально. И главное, я не рекламирую книги, и не предлагаю их к покупке - я их сам покупаю для своей библиотеке на общих основаниях и не пользуюсь спонсорской помощью.
Книгу купил сравнительно давно, где-то в декабре 2021 года был оформлен заказ и получил ее в том же году или в начале 2022. Книга, из известной серии "Война на море", издательства "Яуза: ЭКСМО", а купил ее в Интернет-магазине (название на букву "Л"). В магазине она предлагалась примерно по цене 1460 рублей в то время, но с моей скидкой она обошлась мне за 919 рублей, вполне приемлемо. Если она кого то заинтересует - можете ее найти там же, только она "подросла" в цене - теперь за нее просят уже 1800 рублей. Возможно тираж в 1000 экземпляров оказался достаточно большим и его не раскупили. Хотя для этого есть и другая причина, но об этом чуть позже.
Итак, книга имеет следующие выходные данные - Патянин, С. "Легкие крейсера типа "Кондоттьери" (серий А и В): итальянские "кондотьеры" Второй мировой/ С.Патянин. - Москва: Яуза: Эксмо, 2022. -144 с. Здесь сразу можно было бы и заканчивать обзор, )) - сразу после объявления автора - Сергей Патянин считается признанным экспертом в данной теме, и по определению, у него не может быть плохих книг. Это моя личная убежденность. Его книги для меня считаются стандартом и я их беру, что называется, "не глядя" - и до сих пор не был разочарован в этом виде. Поэтому, не дожидаясь итоговых строк, могу сказать книга хорошая, добротная и интересная. И "поднятая" тема тоже достаточно "не избитая". По какой то причине, про итальянские крейсера если и писали, то как то эпизодично и как то мельком. В принципе, для этого есть основания, если заглянув в конец книги обратить внимание на общую оценку проекта в главе "Самые плохие крейсера?". Согласитесь, много желающих найдется написать книгу про такие корабли, а читателям - про них писать. Ведь лучше писать историю победителей, чем побежденных и неудачников.
Кстати, говоря про выходные данные можно отметить забавную особенность, заявлено, что книга издана в 2022 году (подписана в печать 1.11.2021), но в Лабиринте я ее заказал уже 15 декабря 2021 года и получил ее в декабре. Так что читать ее я начал еще до ее издания! (Штука).
Содержание книги понятно из названия - главное, чтобы читатель понимал, кто такой "кондотьер" и что называли "Кондоттьерами" в итальянском флоте. Кстати, сразу нельзя не обратить внимание на различие в написании одного слова в названии. В первом случае используется "типа "Кондоттьери", а во втором (подназвании) - слово "кондотьер", то есть разница в количестве букв "Т" в слове. Первое желание, уверен, у многих - "ага, редактор, не досмотрел, схалтурили". Может и так, но как я смог убедиться, по русски, слово "кондотьер", означающий командира наемников в средневековой Италии пишется с одной буквой, а обозначение (написание) типа таких кораблей "кондоттьери" - с двумя. И это при том, что исходное слово - "condottieri" имеет всегда сдвоенную букву "Т". Почему так? Возможно среди читателей найдутся лингвисты или специалисты по итальянскому языку - они смогут объяснить, а точно не берусь за это.
Но тут надо сразу сделать небольшое дополнение - эта книга к 2022 году уже не была "единственной и неповторимой, а также уникальной", но это не беда автора, а скорее - неприятность для издательства Яуза/ЭКСМО. Дело в том, что эта монография была темой выпуска журнала "Морская кампания" - № 1/2019 года, то есть за три года до выпуска ее в твердом переплете и в серии "Война на море". Монография принадлежит Сергею Патянину, и соответственно, можно рассматривать данное издание издательства Яуза/Эксмо как переиздание в "новой обертке". Кто знает, может именно в этом кроется тот факт, что 1000 экземпляров книги так за полтора года и не распродали? Тираж того номера "Морской кампании" составлял всего 250 экземпляров, может как раз этого и не хватило? Что касается наполнения, что по тексту различий между книгой и журналом почти нет. Даже цветные вклейки на обложках - страницы 2 и 3 те же самые. Хотя конечно небольшие отличия имеются - несколько иначе скомпонован текст и фото, фотографии большего размера, часть таблиц есть в журнале и нет в книге. Но эти отличия в глаза не бросаются. В книге есть пару черно-белых разворотов хорошего качества, которых нет в журнальном варианте, а в журнале - есть пара хороших схем внутренних помещений, которые по качеству печати лучше чем в книге.
Да, нельзя не отметить, что в "Морской кампании" были и еще три выпуска по итальянским тяжелым и легким крейсерам, в том числе, один из выпуском, а именно по крейсерам "Монтекукколи" и "Аоста" (№4/2010, А.А.Малов, С.В.Патянин)) также был продублирован потом издательством Яуза/Эксмо. Кстати, в октябре 2021 года на этом канале мы делали обзор этой книге, так что тоже можете ее найти.
Нет, конечно, в книге есть много хороших и подробных схем, но журнальный вариант тоже имеет достоинства, надо знать. По структуре книга формально имеет пять четко выделенных глав разного объема и содержания. Так первая - посвящена истории создания и это емкое и цельная часть книги, в то же время вторая глава - "Описание конструкции" уже имеет почти десяток подразделов, характерных для таких книг (корпус, надстройки, бронирование, вооружение и т.д.). А вот третья глава про планы переоборудования крейсеров вновь - "неразделима". Четвертая - "История службы" - разделена по отдельным этапам от предвоенного периода до гибели крейсеров и послевоенной судьбе.Последняя глава с оценкой проекта также не делится на составные части. Список литературы в книге такой же как в журнале, те же 19 наименований, из которых только три на русском языке. В качестве дополнения книга имеет список командиров кораблей данных типов, интересная информация для настоящих ценителей и исследователей.
Схема и фотографий в книге много, но перед нами именно книга, а не "фотоальбом", читать ее интересно и познавательно. Читается книга легко, технических терминов не много, особых огрехов, опечаток или ошибок - не заметил. Материал увлекателен, особенно учитывая саму выбранную тему. Кстати, если кому то интересно, и кто хочет определенности, то конкретно книга посвящена шести крейсерам данных типов (4 - серии А и 2- серии В): "Альберто ди Джуссано", "Альберико да Барбиано", "Бартоломео Коллеони", "Джованни делле Банде Нере", "Луиджи Кадорна" и "Армандо Диас". Так что есть над чем задуматься и о чем почитать, особенно в истории службы этих крейсеров.
Вообще, конечно, эти крейсера, при всех своих недостатках достойны внимания и изучения. Хотя конечно, иногда думаешь что итальянцы которые проектировали эти корабли или чего то "накурились" или вообще "творили" по чистому листу, не обладая никакими знаниями о том, как строят легкие крейсера в соседних странах (Великобритания, Франция, Германия, США, даже Японии). Только представьте, бортовую авиацию на них разместили также как на тяжелых крейсерах - в носовой оконечности. Но если места для подпалубного ангара перед носовой башней ГК нашлось, то его оборудовали (как думаете где?) - в нижнем ярусе надстройке! И оттуда гидросамолеты по специальным рельсовым путям в ОБХОД башен на тележках подавались к катапульте, которая стояла на ПОЛУБАКЕ ПЕРЕД орудиями главного калибра! Как такое могло прийти в голову? Но пришло, утвердили и построили!
Оформление книги "на высоте", как и каждая книга этого известного издательства, тут ничего сказать нельзя. Все достойно, добротно и качественно. Можно радоваться, и мы радуемся, что издательство не снижает уровень, правда оно при этом не забывает увеличивать цену. И это приходится принимать как данность, от которой не уйдешь. И если раньше книгу за 2000 воспринимали как "перебор", то теперь уже эту цена принимается без особого удивления. А если бы видеть цену в книжном мире на Новом Арбате, то вообще цены, по которым предлагают купить их в интернет-магазинах становятся очень даже приятными. Я просто был в таком магазине неделю назад - после этого сделал заказ в магазине на букву "Л".
Бумага плотная, белая, качество подачи текстового материала высокое, качество иллюстраций - хорошее. Все представленные фотографии - черно-белые, это в принципе нормально, но ведь все познается в сравнении. И если сравнить, то например фотография останков крейсера "Армандо Диаса" на дне Средиземного моря (на фото выше, стр. 109) в журнальном варианте представлена в "цвете" (на обложке "Морской кампании". То есть в распоряжении издательства была цветная фотография, но ее решили сделать монохромной? Насколько это хорошо для читателя? (если конечно это не отражается на цене книги).
Книга выполнена в известных цветах серии: переплет яркий, запоминающийся, цветной, серийная обложка, хорошая, четкая и плотная печать. Переплет хорошо прошитый и склеенный, страницы не выпадают, что гарантирует книге "долгую жизнь" - можно читать не перечитать! Сергей Владимирович не забыл и подробности и интересные детали каждого из этих кораблей, так что содержание очень информативно и познавательно. Традиционно не говорю о том, что конкретно написано на представленных страницах. При этом надо понимать, что история кораблей не всегда состоит их ярких сражений и схваток, но и описание технических решений само по себе также интересно. По крайней мере мне - интересно.
Книга мне понравилась, нисколько не жалею, что приобрел ее для своей библиотеки при наличии выпуска "Морской кампании" примерно с таким же содержанием. Но если вам не интересен итальянский флот ВМВ, или у вас уже есть один из 250 экземпляров журнала, то решайте сами - покупать вам или нет.
Как всегда, напоминаю, я не рекламирую и не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Я представил эту книгу, рассказал о ней, причем СУБЪЕКТИВНО. Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был слишком предвзятым.
Жду ваших комментариев по книге.