Пока Русь (Россия) не вернется на бывшую этническую границу с Западом, будет продолжаться то, что происходит уже 1000 лет.
Юрий Венелин в своем труде "Об обрах, их царстве и его пределах" считал, что: "...Висла искони отделяла ляшский язык от русского...".
По мнению Юрия Венелина:
"шумная и бурная Висла всегда мешала сливаться русским звукам с ляшскими: Висла, как естественный предел, искони была границей между этими двумя славянскими племенами."
Как только в истории граница от Вислы отодвигается восточнее, к Сану, к Западному Бугу и далее на Восток, то мироустройство в этом регионе начинает меняться.
Примыкающую к Висле землю Руси, между реками Сан, Вепрь, Дунаец, Буг и Нарев по мнению Венелина "...искони отдаленный русский народ называл подляхами..." или Подляшье. Владимир, придя в эти земли, основал здесь столицу - Подляшья крепость Владимир-на-Буге. В правление Ростислава Владимировича и его сыновей здесь происходили знаменательные и важные события русской истории. Рюрик, Володарь и Василька уйдут из Владимира в Галичину, где заменят местных князей из белых хорват. Ветвь Ростиславичей будет править в Галичине со второй половины 11-го века по конец 12-го века.
А вот сами ляхи по мнению Венелина "...простирались от брегов Вислы к западу, в пределы Бранденбурга..." Там они имели пограничье с поморянами, полабами, богемами, и белыми сербами.
Русы отличались от завислянских славян как языком, так и одеждой. Древние греки и римляне видели эти разности и не зря отделяли рекой Вислой "Германию" (не путать с дойчами) от Сарматии. При этом, между завислянскими славянами и русами было много и общего. Вышли то когда-то из одного корня.
Конечно, за века все изменилось. Те же завислянские славяне обнаружили, что меж собою не схожи. И в годы натиска немцев на восток, а также поляков на запад, немалое число полабских и поморских словен ушло на Русь. Казалось бы, парадокс. Тут же, рядом, вроде "свои" - лехитские племена. Ан нет, видимо полабы и поморяне были лехитами только на бумаге будущих хроникерских манускриптов.
Вопрос о захвате Червенских городов Владимиром у ляхов до сих пор не решен.
По мнению историка И.А. Линниченко: "...даже Краков с его областью до конца 10-го века не принадлежал Польше..." Куда уж тогда Польше охватить Червонную Русь. Здесь историк размышляет с точки зрения географии в плане логичности и вероятности.
В.Д. Королюк совершенно конкретно утверждает и задает вопрос, что:
"...если Краков и значительная часть Малой Польши находилась под властью Чехии...".
Возможна ли мысль о том, что территории белых хорватов и дулебов были в составе Польши. Далее историк разъясняет, что Краковщина и Сандомирщина практически полностью отрезали Червенские земли от основной части польских земель и поэтому не могли быть присоединены в то время поляками к своим землям.
Историк Ильин вторит Королюку и ссылается на Козьму Пражского о том, что Краков с областью до 999-го года подчинялись чехам.
События развивались так.
Перед 981-м годом дулебы и белые хорваты "пожаловались" князю Владимиру на чехов, а может и ляхов и попросили их вернуть в Русь. Доподлинно не известно. Тогда, Владимир решил восстановить там статус-кво, который был при Олеге Вещем.
Русский князь с войсками зашел в Перемышль, Червен и в другие земли вплоть до Вислы. Это были местные княжения, которые обладали самостоятельностью, но видимо могли потерять таковую от Чехии, нежели от Польши. Ведь известно, что Краков был некогда древней столицей Белой Хорватии, на которую "наложили свою лапу" чехи.
В 10-м веке никакой борьбы с Польшей из-за Санокской и Забужской Руси не было, а вот запись от 981-го года, как считал Н.Н. Ильин: "...дошла в измененной уже редакции, отражающей представление...о событиях 11-го в...".
И тут польские историографы решили выкрутиться. Их историк 19-го - 20-го веков Адам Шелёнговский считал, что ляхи могли захватить Червенские города с территории более северной, а именно, из Мазовии. Это допущение могло быть только в отношении Червена (ныне село в Польше), но не городов карпатских. Хотя и это следует поставить под сомнение. Мазовию в состав Польши (с грехом пополам) Мешко якобы захватил только во-второй половине 10-го века. А судя по тому, как Мазовия в последующей истории периодически "отгораживалась" от Польши, приход польских гарнизонов в Галичину с только, что захваченной враждебной территории маловероятен. Оставлять в тылу недовольное народонаселение крайне опасно.
Русский дореволюционный историк Шахматов при исследовании им древнерусских летописей, считал, что данная запись под 981-м годом попала из записи 1018-го года. Как раз в тот год был поход Болеслава Первого. Но это уже был захват поляками русских городов, а не возвращение своих.
Историк Татищев ссылаясь на недошедший до нас источник, сообщает о том, что Владимир в 990-м году из-за плохих поступков польского короля Мешко (видимо он напроказничал и пошалил немного) пошел на него чтобы наказать. Эта ссылка Татищева еще больше убеждает нас в том, что действительно Русь была по Вислу.
Судите сами: "...пошел на него и напав на него за Вислой, победил его так...и сам Мечислава едва в Краков ушел...". То, что польский король ушел в Краков, вовсе не значит, что это был его город. Он мог у чехов попросить убежища.
Костомаров в 19-м веке отмечал, что Висла в народных песнях, настоящая история из которых просто так не иссякает, была рубежом Руси с Польшей. Он писал: "То было вековое, глубоко укоренившееся верование".
Все вышеизложенное логически ложится в общую канву истории об устремлениях русских галицких князей начиная с Василька Ростиславича завоевать "землю "Польскую", чтобы отомстить за землю Русскую".
Не просто так Роман Мстиславич, его сын Даниил и внук Лев каждый в свое правление пытались вернуть Люблинскую землю в состав Руси. Кстати, заговор против ослепленного Василька был связан именно с предстоящим его походом на Польшу. Романа убили из засады по Завихвостом, Даниил - под вопросом, а вот Лев - отбил назад в 1291-м году Люблинщину, которую потом потерял его сын - Юрий.
Рекомендую всем кому интересно прочесть по этой теме ряд очерков автора: