Пойду в долины сна,
Там вкось растут цветы,
Там падает луна
С бездонной высоты.
Константин Бальмонт
Говоря о природе реализма в визуальной культуре, нельзя обойти понятие реальности. Реальность как объективно явленный мир, казалось бы, не подлежит двойным трактовкам. Но стоит задуматься о том, что любая форма наполняется смыслом в зависимости от знаний, накопленных образов, личного опыта и акцентов внимания постигающего.
На картинах малых голландцев можно увидеть как виртуозное бытописание, так и учебник протестантской морали. Знаменитые подсолнухи Ван Гога могут быть наполнены трагическим пафосом борьбы за жизнь и торжества света, а могут восприниматься как декоративный элемент, отлично подходящий для печатной продукции.
И пейзажная лирика художников-фронтовиков, прошедших школу жизни и получивших образование в стенах академий, удивительно по-разному наполнена. Потому что по-разному перерабатывался и рефлексировался полученный опыт. Для кого-то это радостная и яркая песнь миру, для кого-то – щемящее воспоминание о рае, о детстве и юности, в которых еще не было тех страшных событий, воспоминания о которых придется нести всю жизнь, кого-то баюкают извечные ритмы природы, неподвластные человеку, завораживает крутящееся колесо годичного цикла и неизменное, но каждый раз новое проявление жизни, кого-то влюблен в момент. Но роднит их то, что художник, выбравший для себя жанр пейзажа- лирик, склонный обращать взор внутрь себя, стоящий немного в стороне от социальной жизни, обращающийся к природе как к константе, спасительному уголку, где можно укрыться от бурь сего дня и все же говорить.
Если в картине нет внутреннего содержания, чувства, мысли, она останется только «штудией», упражнением. Произведением искусства ее делает именно опыт души, который требует не только фиксации, но и передачи вперед, дальше, следующим поколениям. Пейзаж - один из самых сложных и тонких психологических жанров в живописи. Тут на помощь не может прийти ни выражение лица, ни «говорящие» предметы, ни приметы времени, ни сюжет. Поэтому наша задача- стать немного актерами, узнать историю жизни художника, вжиться в его роль и как можно точнее считать код его произведений.
Иван Григорьевич Савенко родился 17 января 1924 года в небольшом украинском селе Варваровка в зажиточной крестьянской семье, которая позже была раскулачена и выслана в Сибирь, где и осела в поселке на берегах реки Косьвы. Природа, с рождения питавшая воображение мальчика, и тут оказалась достойным воспитателем вкуса. Уже в средней школе Иван увлекся рисованием, что было не характерно для мальчика из крестьянской семьи, живущего в бывшем шахтерском поселке.
Несмотря на то, что своей профессией он выбрал горное дело, интерес к искусству не ослабевал и параллельно с обучением в горном техникуме Иван стал посещать изостудию.
Как и для всех людей того поколения, поворотным событием в судьбе стала война. В 1942 году Иван Савенко был призван в армию.
В тяжелейшем бою он был ранен и потерял правую руку.
После операции между Савенко и хирургом состоялся диалог, по емкости достойный быть частью пьесы:
-Кем хочешь стать, паренек?
-Хочу учиться в художественном институте.
-Не унывай. Репин тоже перешел на левую руку, когда отказала правая
И Савенко не унывал. Ведь если первые мысли после тяжелейшей операции и перенесенного ужаса были об искусстве, значит это действительно была сила, способная возродить его к новой жизни. Поставленная цель закинула в будущее тот якорь, за который можно было держаться и не впадать в отчаяние.
Сначала палочки и кружочки, линии, которые с каждым разом становились все увереннее, потом буквы, потом…бесчисленные часы тренировок. И вот, в это сложно было поверить, но за спиной уже Саратовское художественное училище, Киевский художественный институт. И в 1950 году Иван Савенко отправляется в Ленинград, где поступает в аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина к выдающемуся советскому живописцу, архитектору и теоретику искусства, педагогу, профессору Александру Михайловичу Герасимову.
Художник много путешествовал по стране. Он совершил творческие поездки на Средний Урал, по рекам Каме, Чусовой, в Восточную Сибирь, на Черниговщину. Часто писал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. В 1975 году Иван Григорьевич Савенко был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР.
Его произведения сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных художественных музеев и частных собраний в России, Японии, Франции, США, Великобритании и других странах.
И на этом можно было бы закончить рассказ, подвести черту под образом художника, как героя, чудесного пейзажиста и представителя реалистической школы, если бы картины Ивана Савенко не манили загадкой и как в Стране чудес не шептали: «Посмотри на меня, поговори со мной».
Сложно увидеть в пейзажах Ивана Савенко интерес к повседневному, к прозе жизни, так же как и «правдивость и объективность» можно поставить под сомнение, хотя в чисто искусствоведческом смысле он, несомненно, представитель реалистической школы.
Его необъятные поля, увиденные будто в полете, светящиеся облака, будто за каждым- отдельное солнце, рожь, будто живая, дышащая, хранящая в себе что-то, дороги - все это напоминает сказку, а больше- сон…
И это неудивительно и вполне объяснимо. Ведь порой, возможность «очнуться от реальности»- это инстинкт самосохранения души и он срабатывает тогда, когда ее целостности угрожает реальность настолько ужасная, что просто не имеет права быть.
Глядя на картины Савенко можно вспомнить кадры из фильма Тарковского «Иваново детство», сны мальчика Ивана, в которые он нырял в поисках спасительных образов и воспоминаний, за которые можно будет держаться там, на поверхности, среди жестокости и бесчеловечности, так же как художник Ивана Савенко, очнувшись после операции держался за мечту об искусстве.
И если мечта имеет силу изменять ход событий, а сны- сохранять жизнестойкость, кто в праве отказать им в том, чтобы называться реальностью…
Благодарю тебя за этот дар:
Уменье спать и видеть сны-
Сны о чем-то большем…
Борис Гребенщиков
Елена Долгушина