Найти тему
О Москве нескучно

История станции МЦК, которой пользуются очень мало москвичей

Оглавление

Что это за станция и где она располагается? Почему ей пользуются так мало людей? Откуда взялось название платформы? Неужели его дали просто так? Правда ли, что на момент появления станционный павильон здесь был не хуже, чем главные московские вокзалы? А также - почему это место в советское время так полюбили киношники? Какие знаменитые фильмы здесь снимали? И как станция изменилась после того, как стала частью МЦК? Об этом и не только расскажу сегодня.

Рядом никого и ничего

Самая загруженная станция Московского Центрального кольца - "Нижегородская". Ей в 2022 году воспользовались 1,2 млн человек. Но мы с вами поговорим о платформе, которая не имеет и десятой доли этой популярности, "Белокаменной". Согласно данным за 2018 год, ей пользовались чуть больше тысячи человек ежедневно. Учитывая, что рядом за это время так и не построили никакого крупного жилого массива или торгового центра, показатели поменялись едва ли.

Вид на станцию МЦК "Белокаменная" с высоты в 2022 году. В сторону проспекта Мира и Ярославского шоссе. Яндекс.Панорамы.
Вид на станцию МЦК "Белокаменная" с высоты в 2022 году. В сторону проспекта Мира и Ярославского шоссе. Яндекс.Панорамы.

Низкая популярность "Белокаменной" связана с расположением. Она находится в Национальном парке "Лосиный остров". Рядом только станционные сооружения; какой-то банный комплекс и широкая магистраль: Северо-Восточная хорда. Поэтому пользуются платформой в основном те, кто хотят погулять по территории парка. Уехать отсюда, помимо МЦК, можно только на одном автобусе №822. Он ходит до ж/д платформы Ярославского направления "Яуза" и станции метро "Бульвар Рокоссовского".

Расположение станции МЦК "Белокаменная" на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Расположение станции МЦК "Белокаменная" на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

Открылась "Белокаменная" в 1908 году в составе Окружной железной дороги. Многие станции хотели использовать не только для перевозки пассажиров и грузов, но и в туристических целях. Поэтому выстроили очень красивые павильоны, в том числе и на "Белокаменной". Создавали их архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников. Для оформления выбрали популярный тогда стиль модерн. Сами здания сооружали из красного кирпича и добавляли к ним украшения белого цвета.

Привлекательная загадка

Последним штрихом в оформлении станционного павильона стали черепица из Польши, а также часы из Швейцарии. Внутри всё обустроили весьма комфортно. Имелось отопление и электричество. Несмотря на то, что "Белокаменная" вышла очень красивой станцией, её главным предназначением на момент открытия был отстой для поездов и размещение резервных вагонов.

Станционный павильон "Белокаменной" в 1907 году. С сайта www.pastvu.com.
Станционный павильон "Белокаменной" в 1907 году. С сайта www.pastvu.com.

Больше всего разногласий вызывает название станции - "Белокаменная". Существует две основные версии на этот счёт. Согласно первой, здесь ещё в 14 веке был своеобразный сортировочный пункт для белого камня, который использовали для строительства Кремля во времена Дмитрия Донского. Якобы отсюда материал доставляли к Яузе. А уже потом через неё в центр Москвы. Однако историки считают эту гипотезу выдумкой. Добывали белый камень на территории современных сёл Верхнее и Нижнее Мячково, чуть юго-восточнее нынешнего Лыткарина. Так что сортировка материалов совсем в другом месте, так ещё и посреди леса, выглядит странно.

Строительство жилого дома для работников станции в 1906-1907 годах. Именно в нём сейчас находятся бани. С сайта www,pastvu.com.
Строительство жилого дома для работников станции в 1906-1907 годах. Именно в нём сейчас находятся бани. С сайта www,pastvu.com.

Согласно второй версии, название "Белокаменная" описательное. То есть давать его именно этой станции никаких оснований не было. Сделали это исключительно для привлечения внимания будущих пассажиров. Как вы, наверное, знаете, "Белокаменная" тогда являлось одним из самых популярных прозвищ Москвы. Правда возникает вопрос: неужели только одно название могло так сильно заинтриговать людей? Смотреть, кроме природных пейзажей, здесь было нечего. А в те времена многие части первопрестольной могли похвастаться такой красотой.

Киностудия под открытым небом

В первой половине 1930-х по Окружной железной дороге прекратились пассажирские перевозки. Периодически там ходили грузовые составы, но отсутствие электрифицированных участков делало использование этой трассы неудобным. В течение советского периода существовало много проектов, как начать использовать железную дорогу с выгодой для города. Но всё это так и оставалось на бумаге. Однако "Белокаменная" в тот период стала весьма популярной станцией для съёмок фильмов. За счёт расположения здесь совсем не ощущалось, что находишься в Москве. Скорее, в каком-то маленьком уездном городе.

Тут снимали некоторые сцены из многих фильмов. Например, "Баллада о солдате" (1959), "Когда деревья были большими" (1961), "Офицеры" (1971), "Шаг навстречу" (1975). В целом, свой провинциальный характер "Белокаменная" сохраняла до начала 2010-х годов. Тогда столичные власти решили возродить Окружную железную дорогу под новым названием - МЦК (Московское центральное кольцо). Обновлённая станция открылась для пассажиров в сентябре 2016 года.

Теперь здесь современная платформа с навесом и подземным переходом, который ведёт в парк "Лосиный остров". Новая станция, как и многие другие на МЦК, находится не на том же месте, где и старая. Но на "Белокаменной" это расстояние минимально. Как я уже писал, пассажиров здесь немного. В основном это люди, которые приезжают, чтобы погулять в национальном парке "Лосиный остров".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!