Найти в Дзене
Река Перемен

С появлением Группы Вагнера в Беларуси растет напряженность на северных граница Украины (статья The Washinton Post)

Позиция, укрепленная мешками с песком на украинском пограничном переходе в Беларусь в Славутиче, Украина, в пятницу. (Хайди Левин для The Washington Post)
Позиция, укрепленная мешками с песком на украинском пограничном переходе в Беларусь в Славутиче, Украина, в пятницу. (Хайди Левин для The Washington Post)

Авторы: Fredrick Kunkle и Sergii Mukaieliants
27 июля 2023

ЮРОВО, Украина — Вдоль северной границы Украины усилились опасения по поводу потенциальных новых военных нападений с тех пор, как наемники Вагнера Евгения Пригожина перебазировались в Беларусь после непродолжительного мятежа против военного руководства Москвы в прошлом месяце, а Украина — и даже Польша — ужесточили меры безопасности и усилили оборону.

Беларусь служила плацдармом, когда президент России Владимир Путин начал свое широкомасштабное вторжение в феврале 2022 года, включая неудачный штурм Киева, столицы Украины. Разбитые российские подразделения затем отступили обратно через белорусскую границу.

Решение Путина позволить Пригожину и его солдатам избежать наказания за мятеж, перебравшись в Беларусь, побудило президента Украины Владимира Зеленского дать указание военным и силам национальной безопасности усилить оборону на севере.

С тех пор Государственная пограничная служба перебросила дополнительный персонал, а военные усилили свои укрепления дополнительными противотанковыми и зенитными системами, сказал генерал-лейтенант Сергей Наев, который осуществляет оперативный контроль над группой “Север” вооруженных сил Украины.

Сильно заминированные пограничные районы были засеяны большим количеством взрывчатки, и многие мосты на дорогах, ведущих в Беларусь, которые были разрушены ранее во время войны, не были отремонтированы. В последние дни украинские силы также взорвали участки автомагистрали, ведущей из Киева в Беларусь, сказал Наев, добавив, что он “уверен” в защитных мерах Украины.

Но вся эта активность усилила беспокойство среди жителей вдоль границы, где беспокойство уже росло после решения Путина ранее в этом году разместить ядерное оружие на белорусской территории.

“Конечно, мы обеспокоены”, - сказала 50-летняя Оксана Козуб, сидя здесь возле своего дома и болтая с друзьями, которые отвезли свою тележку в городское почтовое отделение.

Козуб сказала, что ее воспоминания о прошлогоднем вторжении — когда российские истребители и ракеты пролетели над этой деревней примерно в восьми милях от Беларуси, чтобы нанести удар по украинским целям в регионе, — все еще свежи. Тем не менее, она сказала, что у нее мало шансов на спасение, если насилие снова перекинется через границу. “Куда мне идти?” она спросила.

Польша также усилила свою оборону на востоке после того, как Пригожин прибыл в Беларусь, а его наемники начали совместные военные учения с белорусскими силами безопасности недалеко от белорусского пограничного города Брест, сообщило министерство обороны Польши в сообщении в Twitter.

В ответ Путин предупредил во время встречи со своим Советом Безопасности на прошлой неделе, что любая “агрессия” против Беларуси будет рассматриваться как нападение на Россию, и что Москва ответит “всеми доступными нам ресурсами”, согласно официальной кремлевской стенограмме.

Генерал Наев сказал, что украинские военные даже допускают возможность, какой бы надуманной она ни была, того, что Путин может санкционировать применение тактического ядерного оружия, создавая впечатление, будто наемники Вагнера виноваты в преднамеренном нападении.

Поврежденный мост, который ведет из Украины к границе с Беларусью возле пограничного перехода Славутич, видели в пятницу. (Хайди Левин для The Washington Post)
Поврежденный мост, который ведет из Украины к границе с Беларусью возле пограничного перехода Славутич, видели в пятницу. (Хайди Левин для The Washington Post)
Генерал-лейтенант Сергей Наев, который командует северными силами Украины, стоит у здания Чернобыльской атомной электростанции недалеко от заброшенного города Припять на севере Украины. Чернобыльский объект расположен в 12 милях к югу от границы с Беларусью. (Хайди Левин для The Washington Post)
Генерал-лейтенант Сергей Наев, который командует северными силами Украины, стоит у здания Чернобыльской атомной электростанции недалеко от заброшенного города Припять на севере Украины. Чернобыльский объект расположен в 12 милях к югу от границы с Беларусью. (Хайди Левин для The Washington Post)

Этот сценарий был предложен Вадимом Кабанчуком, заместителем командира полка имени Кастуся Калиновского, подразделения белорусов, воюющих на Украине против России. Кабанчук на пресс-конференции в этом месяце предупредил, что Путин, как бывший офицер КГБ, может использовать такую ловкость рук, чтобы совершить немыслимое.

“Мы рассматриваем все сценарии”, - сказал Наев в интервью, присутствуя на учениях для военных и национальной гвардии, проводимых в Чернобыльской зоне отчуждения рядом с пострадавшей атомной электростанцией, чтобы имитировать нападение диверсантов. В учениях с использованием боевых взрывчатых веществ также были задействованы противоминные бронированные машины MaxxPro американского производства.

В воскресенье Путин также встретился с белорусским лидером Александром Лукашенко, который фактически превратил свою страну в государство-сателлита России. Кремль приписал Лукашенко посредничество в перемирии, которое остановило “марш за справедливость” Пригожина против российских военных лидеров.

С тех пор Лукашенко приветствовал Вагнера в Беларуси, где сотни солдат начали обучать белорусских военных и силы безопасности.

Во время воскресной встречи в Санкт-Петербурге Путин высоко оценил прочные экономические связи двух стран и охарактеризовал контрнаступление Украины как провал. Лукашенко воспользовался этой встречей, чтобы потроллить Польшу, заявив, что бойцам "Вагнера" не терпится вторгнуться.

“Они просят разрешения поехать на запад”, - сказал Лукашенко, согласно официальной стенограмме Кремля. “Они говорят потихоньку … ‘Мы отправимся на экскурсию в Варшаву и Жешув”.

Ранее в этом месяце Пригожин, появившийся на видео, подтвержденном The Washington Post, приветствовал своих бойцов в Беларуси и поклялся превратить белорусских военных во “вторую армию в мире”.

Недавние спутниковые снимки, предоставленные Maxar Technologies, также показывают то, что похоже на гарнизон Вагнера в Цель, деревне к юго-востоку от Минска, которая находится менее чем в 150 милях от украинской границы.

На спутниковых снимках, сделанных в воскресенье, видны легковые и другие транспортные средства на военной базе в Цель. (Maxar Technologies)
На спутниковых снимках, сделанных в воскресенье, видны легковые и другие транспортные средства на военной базе в Цель. (Maxar Technologies)

Беларусь стала "дикой картой" в европейской безопасности с тех пор, как Путин начал концентрировать войска на границе с Украиной более двух лет назад. В октябре 2021 года российские и белорусские военные провели крупнейшие за многие годы совместные военные учения в Беларуси и на Черном море. Месяцы спустя Москва вторглась в Украину.

Высокопоставленные чиновники в Киеве, однако, преуменьшили угрозу, исходящую от присутствия Вагнера в Беларуси, учитывая оценки того, что их численность невелика и в их рядах царит хаос.

“В Беларуси действует лишь небольшая группа войск Вагнера”, - сказал Михаил Подоляк, один из главных советников Зеленского, в интервью на прошлой неделе. “Они тренируют белорусский спецназ. Для чего - не совсем ясно”.

Подоляк предположил, что Лукашенко, возможно, надеется, что закаленные бойцы Вагнера будут обучать его собственную дворцовую охрану.

Украинцы, которые живут вдоль белорусской границы, с тревогой отреагировали на передислокацию Вагнера по соседству. Тем не менее, они также помнят, когда белорусы и украинцы относительно легко пересекали границу туда и обратно на таких пунктах пропуска, как Славутич, к востоку от Днепра в Черниговской области к северу от Киева.

“Это был довольно оживленный контрольно-пропускной пункт”, - сказал подполковник Галина Шеховцова, сотрудник пресс-службы пограничного отряда Черниговской области. По словам Шеховцовой, около 500 транспортных средств в день и множество пешеходов ежедневно пересекают границу по делам или для удовольствия. Выходные были особенно напряженными для белорусов, которые приезжали в Украину, чтобы купить недорогую одежду по последней моде или, как они сказали ей, просто потому, что “у вас здесь свобода”.

Сейчас пограничная станция заросла сорняками. Утром в день вторжения России украинцы взорвали мост, по которому двигался автотранспорт через реку Днепр, примерно в 500 метрах (трети мили) от Славутича. Параллельная железнодорожная ветка также была взорвана, а мины были разбросаны по всему близлежащему лесу.

С первых дней войны в этом районе было спокойно, но пограничники находятся в состоянии боевой готовности. “Мы внимательно следим за этим”, - сказала Шеховцова.

Члены семьи Добровец во дворе своего дома в селе Копище, Украина, в субботу. (Хайди Левин для The Washington Post)
Члены семьи Добровец во дворе своего дома в селе Копище, Украина, в субботу. (Хайди Левин для The Washington Post)
Ивана Добровец у забора собственности своей семьи среди кустов малины в деревне Копище. (Хайди Левин для The Washington Post)
Ивана Добровец у забора собственности своей семьи среди кустов малины в деревне Копище. (Хайди Левин для The Washington Post)

В Днепровском, селе с населением менее тысячи человек, примерно в трех милях от контрольно-пропускного пункта, жители опасаются, что боевики Вагнера могут проникнуть за реку или организовать другие трансграничные нападения. Их больше беспокоят российские авиаудары, такие как нападение 21 июля, в результате которого погибли два человека в Гончаровске, деревне примерно в 18 милях отсюда.

“Я действительно слышал взрывы”, - сказал 63-летний Сергей Лубенко, заводской рабочий на пенсии, который в то время собирал грибы в лесу неподалеку. Но Любенко, делясь водкой и закусками с другими возле деревенского рынка, сказал, что украинские военные, похоже, держат северную границу под контролем.

“Вагнеры не посмели бы”, - сказала 78-летняя Соня Пасучник, которая ходила на рынок за хлебом. Но ей тоже не по себе, поскольку в прошлом году она укрылась в своем погребе со своей собакой, когда реактивные снаряды бомбили цели вблизи деревни. “Я никогда бы не подумала, что такое возможно”, - сказал Пасучник.

К западу от зоны отчуждения, которая окружает закрытую Чернобыльскую атомную электростанцию, место катастрофической аварии 1986 года, опасения по поводу возможных проблем, исходящих из Беларуси, более остры из-за протяженности границы и меньшего количества естественных препятствий.

Наташа и Юрий Добровец, которые живут в Копище — деревне, окруженной с трех сторон белорусской границей менее чем в двух милях отсюда, — сказали, что в регионе было относительно спокойно после прошлогоднего вторжения.

Но война ощущалась и по-другому. Их 38-летний сын Петр и его 32-летняя жена Мария погибли, когда их автомобиль, проезжавший зимним днем семь месяцев назад недалеко от границы, съехал с узкой дороги и подорвался на мине. Двое их детей-сирот были переданы на попечение дяди.

Теперь Добровецы с беспокойством наблюдают за последними событиями. “Мы живем в 100 метрах от границы и ничего не видели”, - сказала 60-летняя Наташа, родившаяся в Беларуси, но потерявшая связь с находящимися там родственниками после вторжения. “Но кто знает?”

СВО
1,21 млн интересуются