Найти в Дзене
Ридус

Мировой океан нагрелся до рекордной температуры, и это усиливает погодные катаклизмы

Оглавление

Глобальная температура поверхности океана в июне оказалась самой высокой за 174 года. Около Майами прибрежные воды Атлантического океана прогреваются до 32 °С. Горячие океаны усугубляют погодные катаклизмы, которые уносят жизни людей и наносят огромный экономический ущерб (он может возрасти до одного триллиона долларов в год в ближайшие десятилетия). Это также ускоряет изменение климата. По мере повышения температуры воды океана теряют свою способность выполнять жизненно важную функцию — поглощать избыточное тепло планеты.

«Потепление океана уже оказывает огромное влияние на сушу. Странные и опасные погодные условия станут нормой в местах, где они никогда не случались раньше, и с большей частотой»,— сказала Bloomberg Дебора Броснан, морской ученый, основатель консалтинговой компании Deborah Brosnan & Associates.

Антарктида недосчиталась льдов

В последние десятилетия глобальные моря поглощали 90% тепла, вызванного парниковыми газами. По мере того как океаны нагреваются, они запускают порочный круг повышения температуры суши, что, в свою очередь, способствует нагреванию морей. Это вызывает каскад климатических воздействий, включая более сильные штормы, повышение уровня моря и потерю коралловых рифов и других морских обитателей.

По данным Национального центра экологической информации США, в июне антарктический морской лед достиг самой низкой за всю историю наблюдений протяженности, несмотря на то, что там сейчас зима, сообщает Bloomberg.

По оценкам Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC), по состоянию на середину июля отсутствовал кусок льда размером с Аргентину. Морской лед сократился на 2,6 миллиона квадратных километров (миллион квадратных миль) в сравнении со средним показателем за 1981–2010 годы.

Все штормы в гости будут к нам

© Pixabay
© Pixabay

Ураганы и тайфуны являются одними из наиболее ярких примеров экстремальных погодных условий, вызванных теплыми океанами. Глобальная накопленная энергия циклонов — мера коллективной силы штормов — в июне почти вдвое превысила нормальное для данного периода значение.

Ранее в этом году тропический циклон «Фредди» установил рекорд как самый продолжительный тропический циклон из когда-либо зарегистрированных. Шторм образовался недалеко от Австралии и пересек Индийский океан, прежде чем обрушиться на сушу в Восточной Африке, и унес жизни сотен человек. Фредди произвел столько же энергии, сколько все штормы в средний сезон ураганов в Северной Атлантике.

В апреле за ним последовал тропический циклон «Ильза», который с ревом обрушился на Западную Австралию с самыми сильными ветрами за всю историю наблюдений в этом районе.

Сейчас мир находится во власти явления Эль-Ниньо, для которого характерны более теплые, чем обычно, воды в восточной тропической части Тихого океана. Это меняет погоду по всему миру, хотя также обычно создает ветровые условия, которые подавляют штормы в Атлантике. Но высокие температуры Атлантического океана могут это изменить.

Хотя сезон ураганов в Северной Атлантике обычно достигает своего пика лишь к сентябрю, он уже отметился двумя мощными одновременными штормами в июне, впервые за более чем пять десятилетий. В этом году может наблюдаться больше штормовой активности, чем обычно.

Не зальет, так засушит

-3

На другом конце спектра экстремальных погодных явлений засухи и лесные пожары. Океан влияет на ветры в верхних слоях атмосферы, известные как струйные течения, и горячие моря могут сильно изгибать их.

Это приводит к возникновению областей высокого давления, которые могут задерживать горячий воздух на несколько недель — явление, известное как тепловые купола. Что и наблюдается сейчас в Европе, Азии и Канаде со всеми ужасающими последствиями.

Засуха снижает уровень воды в реках Миссисипи и Огайо в США и в Рейне и Дунае в Европе, повышая вероятность возникновения проблем с доставкой на важных грузовых маршрутах, и угрожает мировым поставкам сельскохозяйственных культур, таких как сахарный тростник и рис.

Вопросов больше, чем ответов

Синоптики еще в апреле почувствовали, что что-то не так, когда температура поверхности моря в некоторых частях Северной Атлантики стала подниматься до уровней, невиданных с тех пор, как в 1979 году начались спутниковые наблюдения.

Беспрецедентные температуры — намного выше, чем предсказывали прогнозные модели, — вызывают серьезную озабоченность, заявил ранее глава отдела климатических исследований Всемирной метеорологической организации Майкл Воробей. «Это окажет косвенное влияние на экосистемы и рыболовство, а также на нашу погоду», — предупредил он.

Попытка объяснить, что стоит за исчезновением антарктического морского льда и экстремальной морской жарой, вызвала оживленную дискуссию в научном сообществе.

Эксперты указывают на более высокие атмосферные температуры, ослабление ветров, уменьшивших количество пыли Сахары над Атлантическим океаном, уменьшение выбросов двуокиси серы с кораблей — загрязнителя, который блокирует солнечную радиацию и может охлаждать планету, — и усиливающиеся условия Эль-Ниньо в Тихом океане.

Но на самом деле никто не знает, почему и как некоторые очень интересные вещи происходят в глубинах океана, отмечает океанограф из Калифорнийского университета в Сан-Диего Натали Зильберман. «Мы не знаем, потому что нет данных», — уточняет она.

Этот пробел в основном объясняется трудностями их сбора. В то время как сотни тысяч метеостанций, разбросанных по всей планете на суше, ежедневно собирают миллионы данных, суровые условия в водах мирового океана затрудняют этот процесс. Оборудование быстрее изнашивается и дороже в обслуживании, к тому же наблюдения за поверхностью недостаточно, важны и глубины, куда добраться еще сложнее.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»