Несколько лет назад в одной семье я увидела, как 5-летняя девочка берет особую книжку и начинает сама читать, причем с удовольствием. Ей иногда требовалась моя помощь, когда она неправильно определяла название предмета на картинке или затруднялась с этим.
Тогда я просмотрела книжку, почитала немного об этом методе и подумала: ну как ребенок может научиться читать вот таким способом?
А сейчас приходят другие мысли: читать моя бывшая воспитанница, естественно, научилась (сейчас ей 8 лет). Самое главное, что она сама брала книжку и сама пробовала читать, еще толком не зная всех букв. Я видела, что это было ей интересно!
И вот теперь я решила попробовать заниматься этим методом с Филиппом, ему 4,5 года. Пока мы с ним изучаем буквы. Но я уже сделала ошибку, как сейчас понимаю.
Я попробовала показать ему смысл новой игры слуховым способом (было 2 подхода), но он не понял. Возможно, ему еще рано. Может быть, я бестолково объяснила. Буду покупать особую книжку с картинками и пробовать еще раз по-другому. Я сама визуал, и с картинками легче и интереснее "играть".
Немного об авторе
Создатель методики — Лев Штернберг, педагог, актер и шахматист. Вот что он пишет о себе:
"На одном из семинаров по развивающей педагогике мне посчастливилось познакомиться с Николаем Александровичем Зайцевым, автором "Кубиков Зайцева". Идея складового чтения оказалась мне очень близка и понятна. У Зайцева просто гениальная методика, - сказал я себе, - надо бы только навести порядок в его складовых таблицах, уж очень они сумбурны.
И я конечно же переделал те таблицы, как счел удобным для логоритмического тренинга. А заодно переделал некоторые речевые упражнения, которые я давал детям на занятиях в студии. обучающий эффект от новых упражнений оказался столь высок, что вскоре я бросил все свои театральные увлечения и начал активно работать по детским садам, обучая детишек чтению...
Интенсивная практическая работа с детьми, которая впоследствии стала основой моих методик, началась в Могилеве, куда я переехал из Петербурга в 1995 году. В детском саду, где я работал, первая группа детишек занималась еще до завтрака, потом до обеда было еще 4-5 групп. Далее уже в другом садике, где я проводил еще 3 занятия. Таким образом, 8 занятий в день в течение трех лет. У меня была отличная возможность пробовать, проверять, исправлять, улучшать, дорабатывать методику.
К тому же был еще один стимул для работы. В те годы в Белоруссии у населения не было ни денег, ни работы, а иногда и еды. Поэтому для того, чтобы родители платили за занятия, приходилось быть очень убедительным. Тогда я предлагал родителям не платить за обучение, если через два месяца их малыш не научиться читать. Неслабый стимул для разработки правильной методики, согласитесь?
В 1998 я вернулся в Питер, чтобы показать Ребус-метод в Комитете образования. Методика была встречена на ура, и как результат - 18 школ захотели приобрести мои методические пособия для каждого первоклассника. Летом я уже готовил тираж к печати, но в августе случился обвал рубля..."
В общем, сейчас считается, что "«Ребус-метод» является лучшей методикой обучения чтению среди всех прочих методик, существующих на сегодняшний день в России.
Только вот вопрос: почему тогда она так малоизвестна?
Суть методики "Ребус-метод"
Это игра. В которой всего два правила.
Первое правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МИСКА не первую букву М и не первый слог МИС, а именно первый склад МИ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом.
Второе правило - как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Вот примерно так можно объяснять 4-5 летнему ребенку новую игру. Если играть вслух. И произносить слова четко и ритмично.
Шаг первый:
— Давай поиграем со словами. Я буду называть тебе слово, а ты будешь обрубать/отрезать его. И давать мне ответ. Смотри, как я обрубаю слова:
НОЖКА — НО...
KOШКА — КО...
МЯЧИК — МЯ...
РУЧКА — РУ...
Слова надо обязательно брать с ударением на первом слоге. Если мы возьмем слово с ударением на других слогах, то звучание первого склада будет отличаться от его написания. Например: КОРОВА, звучание первого склада — КА, а пишем КО.
Если ребенок поймет смысл игры, можно продолжить играть уже с двумя словами.
Шаг второй:
— КАРТЫ, ШАРИК: КАША
— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ: НОГИ
— ГОСТИ, РЫБА: ГОРЫ
И с тремя, четырьмя словами.
Шаг третий:
А потом уже показать книгу с пиктограммами (картинками), по которой он может заниматься самостоятельно. И обращаться за помощью ко взрослому в случаях затруднения с названием предмета, изображенного на картинке.
Шаги остальные:
Позже постепенно вводятся буквы: в конце длинных слов. Ребенку не надо их заучивать, они запоминаются сами собой, в процессе чтения:
И далее эти буквы появляются в начале и середине слов. И таких картинок с буквами становится все больше. И наступит момент, когда "ученику" уже не понадобятся картинки).
Ниже приведено видео. Девочка на видеозаписи еще не умеет читать, она еще даже не знает букв. Всего несколько минут назад эта девочка познакомилась с "Ребус-методом" Льва Штернберга, и результат уже на первом занятии вот такой:
Для меня самое главное в этом видео, что ребенку нравится процесс. Девочка понимает прочитанные слова. И требуется минимальная помощь взрослого. И ребенок начинает читать быстро.
В заключение приведу один из отзывов из инета:
"Светлана, жаль, что Вам не знаком “Ребус-метод”. Очень рекомендую. Волшебная методика, чесслово. Вместо буквенных складов сначала используются слоговые картинки. За считанные минуты 5-летние дети понимают принцип образования целых слов из отдельных слогов, а затем от слоговых картинок легко переходят к буквенному чтению. Нравится и детям, и родителям. Задайте в поисковике “Ребус-метод” и посмотрите сами."
В общем, когда куплю книжку по данной методике и начну заниматься с Филом, познакомлю вас с результатами. Самой интересно!
Хороших Вам дней!