Найти в Дзене

Познакомьтесь с необычным методом обучению ребенка чтению — хочу попробовать), называется "Ребус-метод" Льва Штернберга

Несколько лет назад в одной семье я увидела, как 5-летняя девочка берет особую книжку и начинает сама читать, причем с удовольствием. Ей иногда требовалась моя помощь, когда она неправильно определяла название предмета на картинке или затруднялась с этим.

Тогда я просмотрела книжку, почитала немного об этом методе и подумала: ну как ребенок может научиться читать вот таким способом?

А сейчас приходят другие мысли: читать моя бывшая воспитанница, естественно, научилась (сейчас ей 8 лет). Самое главное, что она сама брала книжку и сама пробовала читать, еще толком не зная всех букв. Я видела, что это было ей интересно!

И вот теперь я решила попробовать заниматься этим методом с Филиппом, ему 4,5 года. Пока мы с ним изучаем буквы. Но я уже сделала ошибку, как сейчас понимаю.

Я попробовала показать ему смысл новой игры слуховым способом (было 2 подхода), но он не понял. Возможно, ему еще рано. Может быть, я бестолково объяснила. Буду покупать особую книжку с картинками и пробовать еще раз по-другому. Я сама визуал, и с картинками легче и интереснее "играть".

Немного об авторе

Создатель методики — Лев Штернберг, педагог, актер и шахматист. Вот что он пишет о себе:

"На одном из семинаров по развивающей педагогике мне посчастливилось познакомиться с Николаем Александровичем Зайцевым, автором "Кубиков Зайцева". Идея складового чтения оказалась мне очень близка и понятна. У Зайцева просто гениальная методика, - сказал я себе, - надо бы только навести порядок в его складовых таблицах, уж очень они сумбурны.

И я конечно же переделал те таблицы, как счел удобным для логоритмического тренинга. А заодно переделал некоторые речевые упражнения, которые я давал детям на занятиях в студии. обучающий эффект от новых упражнений оказался столь высок, что вскоре я бросил все свои театральные увлечения и начал активно работать по детским садам, обучая детишек чтению...

Интенсивная практическая работа с детьми, которая впоследствии стала основой моих методик, началась в Могилеве, куда я переехал из Петербурга в 1995 году. В детском саду, где я работал, первая группа детишек занималась еще до завтрака, потом до обеда было еще 4-5 групп. Далее уже в другом садике, где я проводил еще 3 занятия. Таким образом, 8 занятий в день в течение трех лет. У меня была отличная возможность пробовать, проверять, исправлять, улучшать, дорабатывать методику.

К тому же был еще один стимул для работы. В те годы в Белоруссии у населения не было ни денег, ни работы, а иногда и еды. Поэтому для того, чтобы родители платили за занятия, приходилось быть очень убедительным. Тогда я предлагал родителям не платить за обучение, если через два месяца их малыш не научиться читать. Неслабый стимул для разработки правильной методики, согласитесь?

В 1998 я вернулся в Питер, чтобы показать Ребус-метод в Комитете образования. Методика была встречена на ура, и как результат - 18 школ захотели приобрести мои методические пособия для каждого первоклассника. Летом я уже готовил тираж к печати, но в августе случился обвал рубля..."

В общем, сейчас считается, что "«Ребус-метод» является лучшей методикой обучения чтению среди всех прочих методик, существующих на сегодняшний день в России.

Только вот вопрос: почему тогда она так малоизвестна?

Суть методики "Ребус-метод"

Это игра. В которой всего два правила.

Первое правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МИСКА не первую букву М и не первый слог МИС, а именно первый склад МИ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом.

Второе правило - как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Вот примерно так можно объяснять 4-5 летнему ребенку новую игру. Если играть вслух. И произносить слова четко и ритмично.

Шаг первый:

— Давай поиграем со словами. Я буду называть тебе слово, а ты будешь обрубать/отрезать его. И давать мне ответ. Смотри, как я обрубаю слова:

НОЖКА — НО...
KOШКА — КО...
МЯЧИК — МЯ...
РУЧКА — РУ...

Слова надо обязательно брать с ударением на первом слоге. Если мы возьмем слово с ударением на других слогах, то звучание первого склада будет отличаться от его написания. Например: КОРОВА, звучание первого склада — КА, а пишем КО.

Если ребенок поймет смысл игры, можно продолжить играть уже с двумя словами.

Шаг второй:

— КАРТЫ, ШАРИК: КАША

— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ: НОГИ

— ГОСТИ, РЫБА: ГОРЫ

И с тремя, четырьмя словами.

Шаг третий:

А потом уже показать книгу с пиктограммами (картинками), по которой он может заниматься самостоятельно. И обращаться за помощью ко взрослому в случаях затруднения с названием предмета, изображенного на картинке.

Примеры пиктограмм без букв
Примеры пиктограмм без букв

Шаги остальные:

Позже постепенно вводятся буквы: в конце длинных слов. Ребенку не надо их заучивать, они запоминаются сами собой, в процессе чтения:

Пиктограммы с буквой в конце слова
Пиктограммы с буквой в конце слова

И далее эти буквы появляются в начале и середине слов. И таких картинок с буквами становится все больше. И наступит момент, когда "ученику" уже не понадобятся картинки).

Пиктограммы с буквой в начале и середине слова
Пиктограммы с буквой в начале и середине слова

Ниже приведено видео. Девочка на видеозаписи еще не умеет читать, она еще даже не знает букв. Всего несколько минут назад эта девочка познакомилась с "Ребус-методом" Льва Штернберга, и результат уже на первом занятии вот такой:

Для меня самое главное в этом видео, что ребенку нравится процесс. Девочка понимает прочитанные слова. И требуется минимальная помощь взрослого. И ребенок начинает читать быстро.

В заключение приведу один из отзывов из инета:

"Светлана, жаль, что Вам не знаком “Ребус-метод”. Очень рекомендую. Волшебная методика, чесслово. Вместо буквенных складов сначала используются слоговые картинки. За считанные минуты 5-летние дети понимают принцип образования целых слов из отдельных слогов, а затем от слоговых картинок легко переходят к буквенному чтению. Нравится и детям, и родителям. Задайте в поисковике “Ребус-метод” и посмотрите сами."

В общем, когда куплю книжку по данной методике и начну заниматься с Филом, познакомлю вас с результатами. Самой интересно!

Хороших Вам дней!