В 2016-м году Ричи Блэкмор воссоздал свою легендарную группу Rainbow, а в 2017-м начал записывать с ней новые песни для нового альбома. Правда, он то отрицал, что готовит этот альбом, то подтверждал, тем не менее, остановившись на 5 композициях, маэстро чего-то заглох. Однако многие фанаты считают, что их кумир по-прежнему работает в студии, и рано или поздно новый альбом проекта Ritchie Blackmore's Rainbow все же увидит свет.
Ричи Блэкмор – хороший парень, я до сих пор считаю его рок-гитаристом №1, да и композитором он был великолепным. В свое время, конечно же. Но давно прошли те времена, когда этот гений пера и струны сочинял и играл хорошую, то есть уникальную музыку. Я считаю, что все таланты Ричи Блэкмора закончились году так в 1978-м, после выхода последнего эпохального альбома Rainbow «Long Live Rock'n'Roll».
Да-да, я уже в 1979-м обратил внимание на то, что маэстро стал делать что-то не то. Нет, музыка его оставалась на высоком уровне, но вот сочинения уже были какими-то вымученными, хотя и не настолько, чтобы сразу забить тревогу. Альбом «Down to Earth» получился совсем не такой, какие Ричи Блэкмор создавал ранее – не было того задора, но я решил, что это из-за отсутствия Ронни Дио. Пришлось принимать пластинку как есть, благо на ней тоже были годные песни.
Однако, начиная с 1981 года, стало ясно, что Rainbow свернули с «настоящего пути» окончательно, ударились в коммерцию с головой, а в коммерции композиторские таланты Блэкмора как-то уже не блистали. Мало того – с 1983-го перестали блистать и его музыкальные качества, потому что альбом «Bent out of Shape» не представил каких-либо вразумительных соло маэстро на гитаре, за мизерным исключением. Музыка хоть была красивой, но совершенно не в хард-рок ключе, а для не хард-роковой музыки Блэкмор просто не умел сочинять прекрасные хардовые соло.
Когда я в 1984-м году услышал о воссоединении Deep Purple, я очень сильно обрадовался. Ну, уж в своей альма-матер маэстро разыграется, думал я, и представит настоящий рок-материал, по которому его поклонники скучали аж с 1978 года.
Но не тут-то было. Обновленные Deep Purple представили такую же коммерцию, как и последние творения Rainbow, даром что там снова запевал Иэн Гиллан. Но лучше бы он не уходил из Black Sabbath, или не распускал свою шикарнейшую супер-хардовую группу Gillan. Таланты Гиллана так сильно померкли на фоне музыки, которую стал сочинять для Deep Purple Ричи Блэкмор, что теперь совершенно понятно, почему тот начал бунтовать. Я не поклонник творчества DP со Стивом Морсом на гитаре, но вынужден признать, что когда Морс сменил Ричи, группа заиграла куда более хардово, да и некоторые песни для пльбомов стали сочиняться на довольно высоком уровне.
Ну, что была дальше – всем известно. Блэкмор, получив от менеджмента DP отступные, воссоздал на эти деньги Rainbow, записал очередной сугубо коммерческий альбом и вообще свалил из хард-рока, основав Blackmore’s Night – группу, единственным достижением которой было отсутствие в ее материале коммерческой составляющей. Но этот проект как раз и похоронил Ричи Блэкмора как хард-роковую единицу, не говоря уже о том, что он зарыл в этот проект все свои таланты окончательно, и на целых 20 лет вообще выпал из поля зрения достойной рок-публики.
И вот, наконец, в 2016-м году Ричи Блэкмор снова воссоздал Rainbow. Правда, началось все с организации небольшого количество концертов «как бы для веселья», и чтобы «снова поиграть немного рока». Принципиально, как он сначала заявлял, маэстро не планировал реанимировать Rainbow, чтобы выпускать альбомы или вообще хоть какие-то новые песни. Несколько концертов прошли в Германии и Великобритании - первый был проведен 17 июня 2016 года в Санкт-Гоарсхаузене, второй – в Бирмингеме чуть позже.
Ясно, что далеко не все поклонники Rainbow смогли посетить эти концерты, поэтому 18 ноября 2016 года на лейбле Eagle Records вышел DVD-диск с записью концерта в Германии, назывался он «Memories In Rock. Live In Germany». В качестве аккомпаниаторов были приглашены будущий вокалист группы Michael Schenker Group Ронни Ромеро, бывший клавишник Ингви Мальмстина Йенс Джохансон, действующий барабанщик Blackmore’s Night Дэйвид Кит, бывший басист той же группы Боб Курьяно (он же Боб Нуво). В качестве бэк-вокалистки – куда ж от нее деться? - к коллективу была прицеплена нынешняя супруга маэстро Кендис Найт со своей закадычной подругой Леди Линн. Вот таким составом возрожденные Rainbow и начали свою современную деятельность.
Ну, ничего особо интересного на тех концертах по большей части услышать было невозможно, потому что Ричи не представил особого драйва, который мы слышали на концертных альбомах группы, записанных и выпущенных за 20-40 лет до этого. Не было ураганного саунда даже в тех песнях, которые всегда позиционировались как ураганные, и как ураганные прежде исполнялись и на концертах.
Единственная ценность тех записей лично для меня в том, что я впервые услышал, как Ричи Блэкмор играет в живую на своей гитаре в «Child in Time» блюзовую вставку между первой вокальной частью и второй инструментальной. Во времена Deep Purple на концертах этот момент исключительно всегда исполнял на органе Джон Лорд, но что-то изменилось, и Ричи решил, наконец, вспомнить былое 46-летней давности.
Другое дело, что звук его гитары в этой части композиции получился не таким убедительным, как на диске «Deep Purple in Rock», тем не менее, интересен уже хотя бы сам факт того, что Ричи решил взять это дело в свои руки.
Однако ничто земное, как говорится, Ричи Блэкмору не было чуждо. После выхода «Memories In Rock. Live In Germany» и попадания этого альбома в некоторые чарты популярности, он решил все же заняться и граммофонной деятельностью, чтобы хоть как-то увековечить третью реинкарнацию Rainbow в веках. И доказать всем вокруг, что и у него, Ричи Блэкмора, есть порох в пороховницах, и он умеет не только народную музыку исполнять, но и сочинять хороший рок тоже не разучился.
Дальше все пошло, скорее всего, вот так. Весной 2017-го Ричи Блэкмор запер новоиспеченных «рэйнбовцев» в студии и заставил их записать кавер – назывался он «I Surrender», принадлежал перу Расса Балларда, и впервые был записан с Джо Линн Тэрнером для альбома Rainbow «Difficult To Cure» 1981 года. Однако выбор был неслучаен – эта песня в свое время принесла Блэкмору много денег, то есть, она была успешная. Но с тех пор прошло более трети века, и маэстро решил повторить успех, тем более что на этот раз вокалист был круче, чем тогдашний Тэрнер – Ронни Ромеро, чилийский певец, проникший в Европу и обосновавшийся на местных рок-подмостках, быстро стал заметным фронтменом нескольких групп и некоторых известных проектов.
Правда, мне лично эта песня больше нравится именно с Джо Линн Тэрнером, но это, скорее всего, от того, что записывалась в 2016 году она буквально на коленке, Ричи в первую очередь заботился о себе любимом, а Ронни пришлось со своим мощным, по сути, вокалом, тулиться где-то сбоку с припеку.
Тем не менее, этот вариант тоже получился зачетным, хотя, когда я применяю к этой песне эпитет «нравится», хочу пояснить, что вариант с Тэрнером лучше, чем с Ромеро, а так я вообще эту песню не переношу на дух. Я когда в 1982 году, по пришествии из армии, услышал альбом «Difficult To Cure», то очень долго плевался, услыхав «открывашку». Правда, остальные песни, за исключением какого-то мусора, мне все же «зашли», но вот «I Surrender» так и осталась для меня сущим недоразумением применительно к музыке Rainbow.
Попутно маэстро записал в 2016 году еще один кавер на какую-то классическую оперу под названием «Land of Hope and Glory», но от классики он взял только мотив, а сам номер переделал исключительно под свою соло-гитару в инструментальном ключе, поэтому полноценным кавером эту композицию можно не считать.
Ясно, что получился далеко не шедевр, слава Богу, что маэстро хоть не лажал, как он это часто делает во время концертных выступлений, однако вся эта кавер-инструменталка совершенно ничего интересного для рок-фаната не представила. Ну, просто совсем ничего, ничего задорного, ничего грустного, ничего по-блэкморовски печального или прекрасного – просто халтура какая-то.
Ну ладно, в общем новые музыкальные номера стали фактом, вышли они 26 мая 2017 года на виртуальном сингле в Интернете, а 11 августа того же года эти две песни появились на сборнике Blackmore's Night «To The Moon And Back». Почему специально для них тогда не организовали сборник Rainbow – совершенно непонятно, видимо сам Ричи не был уверен в успехе этого сборника, и решил сваливать весь новый материал в гораздо более раскрученный проект Blackmore's Night. Нет, гораздо позже появился один сборник Rainbow в формате мини-диска (EP) с некоторыми новыми песнями, но о нем речь ниже.
Правда, еще до выхода сборника Blackmore's Night «To The Moon And Back» Rainbow выпустили 9 июня новый концертный релиз - «Live In Birmingham 2016», запись которого проходила в английском Бирмингеме 25 июня 2016 года. Альбом, как и предыдущий «концертник», вышел на двух CD-дисках, популярностью пользовался, и даже умудрился пролезть в японские и швейцарские чарты.
Итак, Ричи Блэкмор поверил, что граммофонное будущее у его Rainbow все же имеется, и приступил к записи новых песен. При этом он уже не заявлял, что не собирается выпускать альбом, а, наоборот, в интервью одному японскому журналу предположил, что альбом все же может состояться, но сначала надо заняться синглами. Также он «проболтался», что записал новую песню и работает над еще одной.
Этой новой песней оказалась действительно новая композиция – «Waiting For a Sign». Она вышла как виртуальный сингл 9 марта 2018 года, а 6 апреля вошла на третий концертный релиз группы «Memories In Rock II» вместе с двумя ранее записанными композициями – «I Surrender» и «Land of Hope and Glory».
На этот раз Ричи Блэсмор постарался на славу, хотя, конечно же, без самоплагиата тут не обошлось. Песня «Waiting For a Sign» очень похожа на «Jealous Lover», записанную с Тэрнером еще в далеком 1981 году, и хотя Ричи постарался ее максимально уникализировать, это ему не удалось. То есть тут мы видим хорошую песню, основу которой составляет более ранний релиз, причем по-настоящему уникальный.
Тем не менее, критиковать песню «Waiting For a Sign» я не хочу, потому что она вполне могла бы вписаться в новый альбом Ричи Блэкмора, если бы такой состоялся.
Вторая песня, о которой упоминал Ричи Блэкмор, вышла 26 апреля 2019 года, и это был еще один старый «рэйнбовский» кавер на песню «Black Sheep of the Family» британской прог-рок-группы «Quatermass», записанный еще с Ронни Дио для первого альбома Rainbow в 1975 году. Я послушал эту версию, и скажу, что она мне понравилась больше, чем «оригинал» с Дио, хотя тоже видно, что она записывалась как бы на коленке. Но Ричи тут разыгрался на своей соло-гитаре не на шутку, да и Ронни Ромеро не подкачал.
Вдогонку скажу, что эта песня на дебютнике Блэкмора 1975 года на меня никакого впечатления не оказывала, а вот в новом варианте она вписалась бы на несуществующий лонгплэй Rainbow прекрасно – звучит очень свежо, и на кавер совсем не походит, как походил первый вариант.
Ну, и, наконец, в том же 2019-м Ричи Блэкмор «раскошелился» на новую песню, на этот раз совершенно уникальную, и более-менее лишенную оков самоплагиата, хотя плагиата вообще эта песня, конечно же, не лишена.
Так, 17 мая 2019 года вышел новый сингл Rainbow «The Storm», который представил более-менее внятное творчество лично Ричи Блэкмора на новом этапе. Да, конечно, мотив этой довольно красивой и одновременно трагичной песенки весьма коммерческий, и ничего подобного на альбомах «Rising» или «Long Live Rock'n'Roll» не появлялось. Тем не менее, если альбомы «Bent out of Shape» 1983 года или «Stranger In Us All» 1995-го признать шедеврами, то эта песня тоже вполне шедевральная.
Итак, покрутившись в Интернете в виде виртуального сингла, песня «The Storm» 4 июня 2019 года вышла на CD-диске «Rainbow Vorwarts» вместе с песнями «Black Sheep Of The Family» и «Waiting For A Sign». Если этот диск считать сборником, то да, это получился этакий мини-сборник. Жаль только что его нельзя считать новым студийным альбомом группы Rainbow. Хотя, если бы на этот диск были включены еще две песни, записанные ранее – «I Surrender» и «Land of Hope and Glory», то, возможно, новый альбом и получился бы, хотя это был бы очень короткий альбом – всего 22 минуты длительностью.
Тем не менее, как мы видим, с 2019 года Ричи Блэкмор в отношении Rainbow никак не шевелится, хотя он уже записал для репертуара группы целых 5 песен (учитывая и 2,5 кавера). В 2021 году группа Blackmore's Night выпустила очередной диск, и можно предположить, что именно на него Ричи Блэкмор растратил свой творческий потенциал. Хотя, прослушав этот альбом, я так и не понял, на что там тратить какой-то потенциал – сплошная европейская средневековая музыка и ни одного оригинального риффа или аккорда.
Ну ладно, не буду крошить батон на этих несчастных Blackmore's Night – это совершенно не моя музыка, и я в ней ничего не понимаю. Но после выхода этого альбома прошло уже более двух лет, а дела с новым альбомом Rainbow не двигаются вообще никак, хотя популярность третьей реинкарнации группы сегодня на относительной высоте. Об этом можно судить хотя бы по довольно большому количеству концертных аудио и видео-боотлегов, произведенных с концертов, которые группа надавала за несколько лет по всей Европе, включая и Россию.
Но все может измениться в любой момент. Возможно, Ричи Блэкмор просто затаился в студии, намереваясь преподнести своим старым фанатам большой сюрприз. И в один прекрасный момент мы, наконец, увидим и услышим новый, и, желательно, не последний альбом уже совершенно легендарной группы Rainbow, потому вся эта средневековая народная музыка, которую маэстро продуцирует уже целую четверть века, порядком надоела.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О RAINBOW НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Rainbow «Bent Out of Shape», 1983 г. ~ последняя репетиция Ричи перед возвращением в Deep Purple
Rainbow «Straight Between the Eyes», 1982 г. ~ очень тяжелый альбом с очень лёгким вокалом
С альбомом «Difficult To Cure» в 1981-м году Ричи Блэкмор во главе Rainbow покорил наконец Америку
Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства