В 1981-м году группа Rainbow, наконец-то, была укомплектована чисто американским вокалистом, который не орал как Дио или Боннет, а даже тяжелые песни исполнял настолько мелодично, что альбом «Difficult To Cure», записанный с ним, наконец-то принес Ричи Блэкмору долгожданные прибыли, причем не только в Америке, но и в Европе.
Внимание! События, предшествовавшие записи альбома «Difficult To Cure», я описал в статье «Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства». Рекомендуется к прочтению прежде, чем вы начнете знакомиться с нижерасположенным текстом!
Альбом Rainbow «Difficult To Cure» 1981 года я услышал уже после армии, в самом начале 1983 года. Пока в группе был Дио, Ричи Блэкмор был как бы культовым музыкантом, выбравшим свой, сугубо уникальный стиль, и никто не думал, что в ближайшие годы что-то изменится. Но когда в 1980-м у нас услышали новое творение 1979 года без Дио, но с Боннетом на вокале, то всем подумалось, что такова се ля ви, и вокалисты в рок-группах вечными не бывают. Музыка-то не облегчилась, она была такой же мощной и суровой.
Но вот с альбомом «Difficult To Cure» все пошло наперекосяк. Особенно меня убила первая песня – «I Surrender», и я подумал: всё, кирдык Rainbow. Аллилуйя Ричи Блэкмор. Такого откровенного позора я вынести не мог. То, что позволено «Форинерам», не позволено «Радугам», но это правило было злостно нарушено.
Но потом пошла вторая песня, и она меня обнадежила. «Spotlight Kid» была сделана в лучших традициях «Kill The King» или даже «A Light in the Black», и ее даже не испортил «форинеровский» вокал Тернера. Правда, барабанщика Блэкмор себе подобрал ни в борозду ни в Красную Армию, но зато все остальные музыканты, включая и Блэкмора, в этом треке проявили себя супер-хард-рок-героями.
Потом вкрадчиво закрутилась следующая «No Release», и она меня убила еще больше, в хорошем, конечно, смысле. Барабанщик тут себя показал уже получше, хоть он и далеко не Кози Пауэлл. Зато Блэкмор тут отыграл так мощно, как он не играл и на «Райсинге». Вернее, он там тоже мощно отыграл, но на этом альбоме продюсером был уже не Мартин Берч, а Роджер Гловер, он и подкрутил звучание как надо, а не как получится. Потому гитара Блэкмора тут такая четкая и чистая, словно запись живая, с концерта, а не пропущенная через кучу всяких примочек на студии.
Но вот песня «Magic» меня убила уже в плохом смысле, точно так же, как и «открывашка» «I Surrender». Это такая бешеная попса, что меня как током било, пока я ее слушал, надеясь на какое-то чудо. Понятно, что на этих двух американских каверах альбом в основном и сделал себе популярность в США, но согласитесь, после таких шедевров как «Rising» и «Long Live Rock'n'Roll» слушать подобное непотребство просто нет сил.
Но вот вторая попса провертелась, и снова начались шедевры. «Maybe Next Time» - ну кто скажет, что это не шедевр? Блэкмор и Эйри над этой мелодией поработали очень хорошо, и правильно сделали, что не допустили Тернера до ее озвучивания, а так и оставили ее инструменталкой. В противном случае этот американец точно ее бы испоганил. Я не против Тернера, он тоже вписал свою позитивную лепту в историю Rainbow, но я думаю, что Гиллан или Ковердейл вместо него смотрелись бы на пластинках этой группы на порядки лучше. К сожалению, Дио тут не подошел бы, как на мой взгляд, хотя лирические песни он обычно бацает на ура.
«Can't Happen Here» - еще один прекрасный боевик типа рок-р-ролл. И снова барабанщик стучит не так, как надо, но я уже перестал обращать на него внимание. Эта песня настолько хорошо, что я сделал бы ее «открывашкой» альбома вместо «I Surrender». Тогда альбом получился бы гораздо органичней. Я представляю, как бы она звучала, если бы на ней спел Дио. Или на худой конец – Ковердейл. Но только не Гиллан, у Гиллана не то музыкальное направление, он не рок-н-ролльщик, а скорее металлист.
«Freedom Fighter» - песня хорошая, и нисколько не попсовая, чем-то она мне напомнила некоторые песни Grand Funk Railroad времен «Америкэн Бэнд» или «Шанинон», особенно вокалом и клавишными пассажами. Но вот гитарные дела, конечно же, конкретно блэкморовские. То есть чисто американская песня, переложенная на чисто британский саунд, дала такой весьма интересный гибрид, к которому я даже сегодня не знаю, как относиться. Возможно, если бы на ней сыграл Кози Пауэлл, то вопросов бы не было. Еще больше не было бы вопросов, если бы ее спел Дио.
«Midtown Tunnel Vision» - еще одна «грандфанковская» песня. Впечатление усиливает и вокал Тернера, который, как известно, тоже американец, и тоже обожатель Grand Funk Railroad. И снова инструментальная часть – очень тяжелая, очень британская, очень «рэйнбовская». Но когда начинает петь Тернер, не могу отделаться от ощущения, что слышу вокал Марка Фарнера.
Ну, и, наконец, подходим к финалу – «Difficult to Cure» с подзаголовком «Девятая симфония Бетховена». Вообще-то, если бы не барабанщик, я бы посчитал эту композицию лучшим творением Ричи Блэкмора, даже невзирая на «Старгейзер», который вообще вне конкуренции. Девятая симфония в изложении Блэкмора – это очень проникновенная вещь, и он на ней чешет так вдохновенно, как не чесал ни в одной композиции Rainbow, даже в «Still I’m Sad» и «Gates Of Babylon». В общем, полный респект!
Итак, прослушал я альбом Rainbow «Difficult To Cure», и вот что я вам скажу. Был бы я Господом Богом, я бы приказал в этом альбоме спеть Дио, Гиллану и Ковердейлу, песни для каждого из них я бы определил лично. А вот о вакансии барабанщика я бы очень хорошо подумал. Очень органично тут вписался бы Кози Пауэлл, но я думаю, что и Иэн Пейс составил бы ему очень сильную конкуренцию.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ RAINBOW НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Rainbow «Bent Out of Shape», 1983 г. ~ последняя репетиция Ричи перед возвращением в Deep Purple
Rainbow «Down to Earth», 1979 г. Обзор всех композиций этого почти что сольника Ричи Блэкмора
Rainbow «On Stage», 1977 г. ~ самый классический хард-роковый альбом громких 70-х