Прошло уже несколько лет с тех пор, как сестёр Пресс нет в живых, но до сих пор не утихают споры: действительно ли, Тамара и Ирина были сестрами? Или, может, все-таки братьями?
В наше время все чаще поднимается вопрос о гендерной принадлежности в женском спорте. Например, шумный процесс определения пола южноафриканской бегуньи Кастер Семени, которую то допускали до стартов, то отстраняли от спорта.
Сестры Пресс впервые серьезно заявили о себе на международном уровне на Олимпийских играх в Риме в 1960 году. Старшая Тамара выиграла олимпийское золото в толкании ядра и серебро в метании диска. Младшая Ирина поднялась на высшую ступень пьедестала в беге на 80 метров с барьерами.
Через 4 года на Олимпийских играх в Токио сестры Пресс улучшили результат. Тамара завоевала 2 золотые медали в своих дисциплинах, а Ирина взяла золото в пятиборье, установив новый мировой рекорд, который остался «вечным» так как позже изменили правила подсчета очков в дисциплине.
На Западе к впечатляющим результатам сестер Пресс изначально отнеслись настороженно, указывая на их мужеподобные черты. Во многих спортивных изданиях сестер саркастически называли «братьями», хотя кроме внешних признаков других веских оснований для этого не было. Ирина реагировала спокойно, а Тамара злилась и выходила из себя. Однажды на очередной бестактный вопрос журналиста о внешности она яростно выпалила:
- Я чемпион, и я женщина – мне кажется, это заметно. Карьера спортсменки не имеет ничего общего с женственностью.
Однако на финальной стадии подготовки к Чемпионату Европы 1966 года, в котором Тамара и Ирина Пресс планировали участвовать и побеждать, они в последний момент отказались от участия в соревнованиях. Совпадение это или нет, но их отказ совпал с анонсированным гендерным тестированием участниц. На Западе отказ сестер расценили, как нежелание проходить тестирование, а, следовательно, как косвенное доказательство неспортивного поведения и одурачивания мира женского спорта высоких достижений.
С тех пор сестры Пресс больше не соревновались и ушли из профессионального спорта. Тамаре было 29, а Ирина 27 лет. Официальное объяснение советской стороны ссылалось на полученные в течение спортивной карьеры травмы девушек.
Историк спортивного допинга Джон Хоберман так писал о сестрах Пресс в своей книге:
- С ними явно было что-то не так. Были ли они мужчинами, или же употребляли стероиды – этим вопросом тогда задавались все.
В советских спортивных кулуарах тоже ходило много слухов, вызванных внутренней конкуренцией. Например, олимпийская чемпионка 1952 года Галина Зыбина рассказала, что они с командой написали письмо в ЦК.
- Составили письмо, команда подписала. Врач сборной шепнула: «Галина, боритесь до конца. Я изучала документы, в три года сестрам Пресс сделали операцию…»
В итоге всех смутьянов выгнали из сборной и лишили зарплат, оставив Пресс в команде.
- Куда же они денутся? Медали-то нужны. Но все равно обидно. Особенно когда Алексеев назвал меня бесстыжей. Да он бесстыжий, что взялся тренировать этих сестер! Марков, старший тренер сборной по метанию, от Пресс отказался. А Виктор Ильич согласился. И попёр на меня, хотя вместе работали с 1945 года. Но такой он человек. Главное- результат.
Подозрения в гендерной принадлежности сестер Пресс усилились в обществе из-за того, что ни Тамара, ни Ирина так и не обзавелись семьями и детьми.
Покинув профессиональный спорт, они всю жизнь проработали в спортивных федерациях. Ирина ушла из жизни в 2004-м, а Тамара в 2021 году. Обе были кремированы, что является еще одним доводом в копилку косвенных доказательств, так как прямые доказательства можно было получить только медицинским освидетельствованием, которое никогда не проводилось и которое из-за кремации стало невозможно.