Статью об альбоме от 23 ноября 2019 года вы можете прочитать по этой ссылке.
Начался этот год для маэстро вполне себе. В Италии и ФРГ выходят компиляции Synthesis и Musik aus zeit und raum, выходит очередной кавер на композицию Oxygene 4 опять же от итальянцев Hypnosis, а в студиях Парижа и Нью-Йорка записывается новый шедевр от маэстро Жарра – Zoolook, с которого начался его кратковременный «Франко-Американский» период в его карьере, который продлится аж до апреля 1986 года.
Писал его ЖанМиш целых два года-с 1982 по 1984-и. На сей раз запись альбома не ограничилась только синтезаторами, драм-машинами и ритм-компьютерами, этот альбом стал первым, где маэстро использовал и другие, что ли более «живые» инструменты, и более того, присутствовал вокал. Вообще, вокал в карьере маэстро был едва ли не с самого начала оной, но то был шансон, рок, а в электронный период карьеры он всё-таки вокал обходил стороной, и надо сказать справедливо. В конце 70-х годов инструменталистам очень сильно доставалось за использование вокальных номеров, но к 1984 году ситуация немного выправилась, так что маэстро мог вздохнуть с облегчением.
Сам по себе альбом интересен несколькими моментами. Во-первых, он от начала и до конца сделан при помощи цифрового магнитофона. Во-вторых, при записи альбома был переделан и использован кой-какой материал с предыдущего альбома– «Music for supermarkets»(о котором я рассказывала в предыдущей статье). В-третьих, в этом альбоме Жарр впервые использовал вокал-в лице Лори Андерсон, также при записи он зарядил в запись семплы различных звуков и человеческой речи аж на тридцати языках, которые он частично накопал в своих путешествиях (ему, блин, что, дома не сидится спокойно??? шучу), частично в результате совместной работы с французским энтологистом Ксавьером Белланжером.
От автора.
В своих постах в официальной группе во Вконтакте мы часто разбирали этот альбом, и зачастую все разборы были разными, и повторяться не повторялись, но сегодня мы сделаем исключение, и вспомним, как мы его описывали на 70-летие композитора, вернее, отдельные фрагменты:
- НА первый взгляд казалось, что этот альбом и Oxygene делали совершенно разные композиторы, но так или иначе это был наш Жан-Мишель, который предпочёл записывать альбом уже не один, а в весьма солидной компании: каждый из участников записи если не композитор, то как минимум сессионный музыкант. Например, басист Маркус Миллер(1959), начавший годом ранее свою сольную карьеру, а Эдриан Бэлью из King Crimson? В общем, состав подобран на славу. За клавиши отвечали Жарр и Фредерик Руссо (основная лепта в альбоме ИМХО на его совести), за гитары Эдриан Бэлью(1949) и Айра Зигель(1953), за барабаны - Йоги Хортон(1953-1987). И впервые (не считая ранних произведений) – вокал от Лори Андерсон(1947).
Впрочем, здесь она (как и Мэйдлин Белл(1942) в классических альбомах Space) эпизодическая певица.
Вот так примерно мы и описывали этот альбом 5 лет назад. Хотя в записи принимали Французы и Американцы, вся запись и сведение была на совести Французов. Альбом стал дебютом Дени Ванзетто(1959) и Даниэля Лазерю. Фактически в этот период он курсировал меж двух городов – Парижем и Нью-Йорком, и вот как описывает он этот период:
- Я потратил больше года на создание альбома. Я путешествовал повсюду, чтобы собрать несколько звуков. Я много работал с этнологом Ксавьером Белленджером, работавшим в ЮНЕСКО, и благодаря которому мне удалось получить совершенно уникальные записи со всей планеты. Я также собирал очень близкие звуки, из района, с улицы, из телевизора, из радио. Все было выдоено в Fairlight .
На альбоме он снова возвращается к сюитной форме. Но на сей раз между треками будут паузы. И более того, саунд альбома будет наполнен этникой – 22 языка (а вернее – их сэмплы) будут использованы для записи альбома.
А вот, что говорит маэстро об участниках альбома:
«Это была комбинация факторов, которые заставили меня решить использовать других артистов для этого альбома. Я выбрал людей, которых я сделал, потому что я восхищался их предыдущей работой и потому что я чувствовал, что они могут привнести что-то полезное в альбом в целом, но также был тот факт, что работа с синтезаторами может быть очень одинокой. Вы должны подходить к этому как художник, один в бункере или что-то в этом роде, поэтому идея интеграции других людей пришла вполне естественно.
«Я старался выбирать артистов, которые были известны не только своими способностями к сессионной игре, но и тем, что работали на самом краю своей конкретной области. Например, я считаю Маркуса Миллера не только лучшим бассистом в США, но и человеком, у которого очень необычный подход к своему инструменту: он может играть рок, джаз, брейк-данс, сколько угодно стилей. А Адриан Белью — это тот, кто, вероятно, забыл, как звучала типичная гитара некоторое время назад. Он мог извлечь практически любой звук из своей гитары, и поэтому работать с ним было фантастически. Еще есть ударник Йоги Хортон, который также очень гибкий музыкант: он работал с Talking Heads и на многих различных сессиях.
«Что касается Лори Андерсон, то она гораздо больше, чем просто музыкант: она настоящий мультимедийный художник. Я давно восхищаюсь ее работами как с графической и концептуальной точек зрения, так и с музыкальной. Мне очень понравилось с ней работать - она всегда была тонкой и деликатной, а то, как она говорит, двигается и играет, постоянно напоминает мне японскую оперную певицу! После гастролей она привезла несколько записей японских слов, и мы смешали их с другими звуками.
«Я также попросил ее спеть что-нибудь так, как будто это было написано пришельцами с другой планеты — идея заключалась в том, что она не сможет понять смысл того, что она поет, только эмоции, стоящие за этим». Она сделала все это красиво. И во всей это красоте во второй раз подряд принимал участие музыкальный компьютер Fairlight CMI II.
Настолько красиво, что альбом был признан лучшим инструментальным альбомом во Франции и США.29 октября 1984 года альбом поступил в продажу, но никаких мега-шоу в поддержку альбома не проводилось. Маэстро вообще 3 года не давал никаких концертов, и будут ли ещё его выступления в каких-либо частях света – большой вопрос. Но тем не менее, альбом удался, ну и самое время разобрать его что называется «по косточкам»:
Ethnicolor. Одна из самых загадочных и чуть мрачноватых композиций Жарра...впрочем, бывалые фанаты ЖанМиша от него ещё и не такое слыхивали... Лично я, услышав эту композицию впервые, тут же подумала: мама рОдная, это что за страсти????? Но потом я её раскусила как следует...и теперь это одна из моих самых любимых композиций. Написана как всегда, в стилистике дедули Жарра-чем заковыристей, тем интересней... Мелодия прямо напичкана фрагментами речи людей на разных языках, которые звучат сначала на фоне какого-то несусветного воя, который некоторые воспринимают за голос китов (а что, что-то есть такое...), потом слышен какой-то цифровой звон и чьи-то негромкие крики... После седьмой минуты страсти накаляются, и градус напряжения тоже. Под конец слышно что-то, явно напоминающее сирену машины скорой помощи (психушка за нами выехала, хе-хе). В общем, напряжение отпускает только под самый конец композиции, которая длится целых 11 минут 48 секунд...
Diva. Там мы среди прочих голосов и звуков можем услышать и голос старушки Лори Андерсон, подруги и коллеги ЖанМиша по цеху. Ну, не настолько она и старушка-всего-то на год старше дедули Жарра. Кроме альбома Zoolook, она также засветилась в Metamorphoses и Electronica 1. В этой композиции она типа говорит на каком-то выдуманном языке, а вторая часть сей композиции-не что иное, как переработанная композиция «Music for Supermarkets 7».
От автора.
Всё-таки Лори Андерсон на тот момент была не такая уж старушка – 37 лет.
Zoolook. Вижу-вижу, вы под этот-то трек все задергались как шаловливые мартышки, ага!!! А что ж вы хотели от такой зажигательной композиции... Кстати, на этот трек снят видеоклип– там ЖанМиш в роли малость сумасшедшего учёного, который ездит по миру и показывает представления своих дрессированных роботов(дрессированные роботы, блин, ёлки...)...и когда он прикатил на «гастроли» в Африку, один хитрющий пацан решил сунуть нос за кулисы и разгадать секрет шоколадной фабрики...ой, тьфу, блин, дрессированных роботов...
Wooloomooloo. По ходу дела, ЖанМиш до безобразия обожает гласные, коих в названии композиции целых восемь, и все они-буква «о»... Что значит название данного трека-известно, вероятней всего, только самому Жарру...И уж больно композиция смахивает на переговоры неких инопланетных существ...
От автора.
На самом деле Wooloomooloo – это городок в Австралии, так что не один Жарр знал оное слово, его знали и отдельные жители Австралии, ну вот теперь знает и весь мир.
Zoolookologie. На фоне мелодии, похожей на музыку из какой-то компьютерной или приставочной игры, «тут-туткают» какие-то женщины... Под эту композицию вы можете на воображать себе что угодно, но когда увидите клип-у вас просто отвалится челюсть... три тётки в рыжих одеяниях и фиолетовых перчатках соблазняют Жарра, а он, бедняга, то рот откроет да ухнет, то его почти на весь экран растянет...под конец он вообще куда-то испаряется, и от него остаётся только одежда... Показанные в клипе детские игрушки-намёк на то, что мужчины-это те же мальчики, что у них первые сорок лет детства всегда тяжёлые...а ЖанМиш у нас явно уже подросток, хе-хе...
От автора.
На самом деле одеяния у сих дам были не рыжими, а жёлтыми. И кстати, ваш покорный слуга в шутку называл их «Букреева, Ефремова и Рожнова» (намёк на ведущих суперпопулярной в те годы в СССР Ритмической Гимнастики)
Blah Blah Cafe. Специально для написания этой композиции был переработан трек «Music for Supermarkets part 5». Настроение у этого трека...если честно, то будь бы я кенгуру и у меня был бы хвост, я бы под эту музыку радостно ускакала прямо на хвосте абсолютно в любом направлении. Как-то так.
Ethnicolor II. Немного по спокойней по звучанию, чем её почти двенадцатиминутная «тёзка», но не менее интересна. Где-то около трёх минут переговариваются какие-то голоса на каком-то непонятном языке, и всё это «обрамлено» звуками, которые можно услышать в любом супермаркете...да, «Music for supermarkets» кому-то не даёт покоя, ёлки... и всё же в этом альбоме немало оригинальных мелодий, написанных специально для него.
В следующем 1985-м году выходит вторая редакция Zoolook с ремиксами на Zoolook и Zoolookologie, и треки поменяли местами, а впоследствии материал переиздан ещё 2 раза, и здесь неплохо так поработал, на славу... и материал с «Music for Supermarkets» не пропал зазря...
От автора.
Впрочем, давайте всё же считать Supermarkets отдельным альбомом, а Zoolook по большей части оригинален.
А уже осенью 1985-го к маэстро обратилось руководство Гранд-опера с просьбой дать большое мега-представление в США, в Хьюстоне. На носу было празднование 150-летие штата Техас и 25-летие НАСА. И поехал ЖанМиш в командировку в Хьюстон, осмотреться, ибо про Техас знал он лишь по вестернам о ковбоях, да так обалдел в хорошем смысле слова от центральной части города с его небоскрёбным ландшафтом. Тогда-то у него и зародилась идея: а не дать ли мне концерт под открытым небом на фоне ультра-урбанистического пейзажа?
И именно при таких вот обстоятельствах, в начале 1986 года начинается работа над новым альбомом, который и станет основой будущего мега-шоу – Rendez-vous.