Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

Zoolook. 35 лет спустя.

3 ноября 1984 года, когда наша необъятная родина вовсю готовилась к ноябрьским праздниками, по ту сторону "железного занавеса", во Франции легендарный маэстро Жан-Мишель Жарр представил всему миру новый альбом, который сильно отличался от того, что было написано им ранее то есть в период с 1969 по 1983. Да-да,я не ошибся, всё-таки от счёт его дискографии лучше считать от самых первых записей, которые увы не были востребованы на концертах. Впрочем, если уж быть более точным Франция хоть и была за "железным занавесом" , тем не менее она была весьма дружественна по отношению к СССР. Даже кино периодически показывались по центральным каналам нашего ТВ, а музыка периодически звучала по радио. Увы, не вся. Под это самое "не вся" и попал герой нашего повествования. В СССР он был под запретом за сомнительные высказывания о коммунистической идеологии,но отдельные граждане всё-таки умудрялись доставать его альбомы что называется из-под полы. Ну да ладно, это всё лирика, теперь к сути. Альбом про который пойдёт речь в сегодняшней статье называется Zoolook. Ещё в 2013 году, в своём блоге "ЖАРРкая хронология" я написал рецензию на этот альбом, и тем, кто её не читал я предлагаю вашему вниманию.

Дело было так .Подходил к концу 1982 год, а идеи для нового альбома уже витали где-то в воздухе. После того,как Жан-Мишель посетил Нью-Йорк и встретился там с местной знаменитостью -Авангардной певицей Лори Андерсон, которая к этому моменту записала уже свою дебютку Big Science.Идея маэстро заключалась в том,чтобы петь на несуществующем языке. Ну во всяком случае обрывки фраз на разных языках замаскировать под какой-нибудь не существующий язык. Примерно так маэстро вновь обратился к вокалу. Первые опыты были у него в 70-е годы, рассказывать о них мы не будем.Впрочем, выбранная маэстро Лори Андерсон, как и Мейдлин Белл в классический период Space здесь была эпизодической певицей.

На первый взгляд кажется, что этот альбом и Oxygene делали разные люди. Уж больно разнящийся саунд. В "Кислороде" упор сделан на нью-эйдж, а здесь звучание нью-эйдж отошёл на второй план, на первом были такие стили, как Hi-energy("Zoolookolgie"), и...вокал, которого до поры до времени в саунде маэстро просто не было, в то время, как его коллеги по электронному цеху нет-нет, да и сварганят вокальные номера, за которые им доставалось "на орехи", как у нас в стране, так и за рубежом. Так, в 1978 году Tangerine dream записал свой спорный по мнению критиков альбом Cyclone, в котором были вокальные номера. А годом ранее его соотечественник Дидье Маруани записывает трек Carry on, turn me on для альбома "Волшебный полёт", который в СССР издан не был по идеологическим соображениям(кто его слышал, знает). Но к 1984 году ситуация несколько изменилась и маэстро Жарр мог в этом плане вздохнуть с облегчением.

Как я уже говорил, работа над альбомом шла на протяжении 1982-1984 годов. Надо сказать, в этот период он искал новое звучание, которое заинтересует широкого слушателя, и в 1983 году в одном экземпляре издал альбом Music for supermarkets, некоторые треки из которого будут переработаны впоследствии в самом альбоме.

Оригинальное Французское издание альбома. 1984 год. фото с сайта Discogs.com
Оригинальное Французское издание альбома. 1984 год. фото с сайта Discogs.com

Помимо Маэстро Жарра, в записи альбома принимали участие следующие музыканты: клавишник Фредерик Руссо, басист Маркус Миллер, начавший годом ранее свою сольную карьеру, гитаристы Эдриан Бэлью из King Crimson а также Айра Зигель, и ударник Йоги Хортон.

Жан-Мишель Жарр,Фредерик Руссо  и Даниэль Лазерю за работой. Примерно 1983-1984 годы.Фото из открытых источников.
Жан-Мишель Жарр,Фредерик Руссо и Даниэль Лазерю за работой. Примерно 1983-1984 годы.Фото из открытых источников.

Впервые в качестве звукорежиссёров принимают участие молодой Дени Ванзетто(который станет постоянным членом концертной команды), а также Даниэль Лазерю. Парк музыкальных инструментов маэстро увеличился. Так в арсенале появились Linn, Prophet, Doctor Click и многие другие. Как я уже говорил, альбом имеет этническую окраску. Если посмотреть буклет диска, то там вы увидите те языки, которые использовались при записи. В их числе был и наш родной язык. Альбом открывался тяжеловесным треком Ethnicolor, который использовался, как региональными, так и центральными телеканалами Советского телевидения. Затем бы трек Diva с вокалом Лори Андерсон - это был один из треков с "Универмагов", второй будет Blah blah cafe. Во время сессий альбома записывается трек Moon machine, которого не будет даже в би-сайдах синглов, а издан он будет лишь в 1986, как би-сайд Rendez-vous 4. Синглами альбома являются Zoolook и Zoolookologie. На них снимаются забавные ролики, особенно на Zoolookologie, где как вы помните снимались три премилейшие фемины,которых я в шутку окрестил "Букреева, Рожнова, Ефремова"(намёк на ведущих  супер популярной в СССР ритмики).Будет издано 3 версии альбома, одна из которых представляет нечто иное, как переиздание LP 1984 на виниле с оригиналами Zoolook и Zoolookologie. 

-3
Скриншот с видео Zoolookologie. фото из открытых источников.
Скриншот с видео Zoolookologie. фото из открытых источников.

Версия 1985 года отличается лишь тем, что оригиналы заменили на ремиксы, а также поменяли местами. Увы, в СССР он так и не был издан, и для того, чтобы получить эту самую запись нам приходилось довольствоваться лишь бобинами невысокого качества либо винилом из социалистических стран(благо они выпускали его записи). Лишь с перестройкой в ларьках звукозаписи появится тот самый "Зоовзгляд". Но нет худа без добра. А в 1988 году идеи альбома будут поддержаны Вадимом Лащуком в его теперь уже легендарном "Забеге на 10000 метров", а также съёмочной группой программы "Ритмическая гимнастика; на море". Альбом будет признан лучшим инструментальным альбомом 1984 года во Франции и США.Обложку альбома сделали Кейт Хепберн и Фиона Далтон. Мишель Гранже по-прежнему в "опале" хотя может быть он был занят на тот момент. Работа велась во Франции и США,так что получился такой "Франко-Американский зоовзгляд" на электронную музыку"Более того, в 1984 году он был признан лучшим инструментальным альбомом во Франции и США, а маэстро получил второй в своей карьере приз Шарля Кро.

Эдриан Бэлью, Дэвид Лорд, Йоги Хортон, Маркус Миллер, Лори Андерсон. Буклет с винилового издания 2018 года. Фото с сайта Discogs.com
Эдриан Бэлью, Дэвид Лорд, Йоги Хортон, Маркус Миллер, Лори Андерсон. Буклет с винилового издания 2018 года. Фото с сайта Discogs.com

Конечно, не хотелось бы о грустном,но в 1987 году, через 3 года после записи трагически погиб Йоги Хортон. Именно его "полёт фантазии" мы слышим в концовке первого Ethnicolor,а 32 года спустя выходит альбом "Zoolook:revisited", который имеет мало общего с оригиналом. И если уж надо было делать Revisited, то с музыкантами, принимавшими участие в оригинальной записи альбома. Чего уж маэстро хотел показать этим альбомом - не совсем ясно.

Трибьют альбому.2016 год. Фото из открытых источников.
Трибьют альбому.2016 год. Фото из открытых источников.

С того момента пролетело 35 лет. Альбом по-прежнему пользуется популярностью среди поклонников маэстро по всему миру. И остаётся только пожелать самому маэстро здоровья и творческих побед, и выпустить действительно достойное продолжение этого альбома, как он это сделал с Oxygene и Equinoxe.