Найти тему
Автомузей в миниатюре

Фургон Эдика из фильма Леонида Гайдая про новые приключения Шурика («Моделстрой») 1:43

Оглавление

Это был явно не ГАЗ-55. Что же это был за автомобиль? Каково его назначение?

Попробуем разобраться, изучая масштабную модель от мастерской «Моделстрой».

В масштабе 1:43

Модель автомобиля из фильма из фильма «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» несколько раз воспроизводили как мастера-одиночки, так и мастерские. Первой попыткой была модель, изготовленная мастерской «Vector-Models». Фургон получился, на первый взгляд, похожим на прообраз из фильма, но имел некоторые упрощения и несоответствия настоящей машине. Предполагаю, что на момент, когда мастерская готовила его к выпуску, не было в широком доступе качественных кадров из фильма. Модель неплохо передавала образ, но не детали (впрочем, и от такой модели в коллекции я бы не отказался, если бы было возможно её приобрести новой и по приемлемой цене).

А детали важны. И они наилучшим образом, на мой взгляд, отражены в модели от «Моделстроя» (даже в рассмотренной ниже упрощённой версии).

«Пылесос» от «Моделстроя»

Масштабная модель изготовлена из пластика. По косвенным признакам она или напечатана на 3D-принтере, либо же на нём была изготовлена мастер-модель. Достоверно известно, что изначально мастерская использовала цифровые технологии при разработке модели, как этой - бюджетной версии, так и её расширенной версии - на подставке, с водителем, открытой дверью и капотом.

Мастер, работавший над окраской модели, качественно нанёс следы эксплуатации автомобиля.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

На автомобиле в фильме, как и на масштабной модели, прикреплены регистрационные знаки жёлтого цвета образца 1947 года.

Остекление у масштабной модели полностью пластиковое. Плёнка, привычная по многим другим моделям их мастерских, здесь не применяется.
Хорошо просматривается лестница, ведущая в кузов фургона, задние фонари, шины разной модели, установленные на задней оси.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Шасси смоделировано на высоком уровне.
Задние колёса, при этом, можно вращать.
Очень интересно смотрятся нанесённые следы эксплуатации.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Шасси меня впечатлило своей проработкой. Такую деталировку привычно видеть в стендовых масштабах, но не в 1:43.
Детально показаны элементы рулевого управления. Амортизатор, как видно, рычажного типа. Амортизаторы такой конструкции применялись на автомобилях ГАЗ до середины шестидесятых.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Колёса у масштабной модели выполнены в соответствии с автомобилем из кинофильма - на задней оси разные. По левому борту:

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой». Хорошо видно, каким образом достигнут эффект тонких крыльев - детали по краям сделаны тоньше. Погнутость крыльев - тоже в соответствии с оригинальной машиной.
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой». Хорошо видно, каким образом достигнут эффект тонких крыльев - детали по краям сделаны тоньше. Погнутость крыльев - тоже в соответствии с оригинальной машиной.

И по правому - диск по типу ЗИС-5 или раннего ГАЗ-51 - двухоконный. Унификация позволяла без значительных переделок полностью их взаимозаменять. По кадрам из фильма сложно рассмотреть подробнее - эта сторона автомобиля в кадре присутствует несколько секунд, а сам автомобиль достаточно далёк от камеры.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Так как автомобиль реконструирован на шасси ГАЗ-51, то его «оперение» было переделано. В модели эти моменты нашли отражение: расстояние между капотом и облицовкой радиатора заполнено вставкой, которой не было у оригинального ГАЗ-АА. Также кронштейн крепления фар, клаксона и регистрационного знака (бугель) претерпел изменения - вместо прямого в приведённой проекции он стал изогнутым.

Указатели поворота и габаритов (ПФ-10) на передних крыльях и задние фонари (УП-5; ФП-101;ФП-101Б) свидетельствуют о том, что автомобиль был переделан не позднее начала-середины шестидесятых, когда набор осветительных приборов (кроме белого фонаря заднего хода) стал таким каким сегодня он воспринимается самим собой разумеющимся.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Лобовое стекло представлено на масштабной модели в открытом и зафиксированном виде:

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой»

Интерьер у масштабной модели соответствует автомобилям семейства ГАЗ-АА (с некоторыми доработками). У расширенной - дорогой версии модели - металлические элементы интерьера окрашены в синий цвет - в точности так, как в кино.

«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой». Интерьер
«Пылесос» из коллекции автора, «Моделстрой». Интерьер

Отремонтированные в поздние годы автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, могли иметь внешний вид как полностью заводской, так и как со следами значительных ремонтов и реконструкций - как фургон «Пылесос» Эдика или машина 22-12 из фильма «Счастливый рейс» (копия последней пока в масштабе 1:43 не попадалсь, в качестве иллюстрации используется «ММ-1946» от «Нашего автопрома»).

Автомобили ГАЗ в масштабе 1:43 из коллекции автора
Автомобили ГАЗ в масштабе 1:43 из коллекции автора

О фургоне из фильма

В фильме фургон представлен как старинное, очень изношенное транспортное средство, которое, при определённой порции усилий со стороны водителя способно набирать высокую скорость. И столь же внезапно прекращать движение, пуская искры и дым.

Как видно по кадрам из фильма и многочисленному ряду достоверно воспроизведённых в масштабной модели элементов, автомобиль в фильме представляет собой ГАЗ-АА или ММ ранних выпусков, переоборудованный в фургон, модернизированный путём установки всей верхней части на отремонтированное шасси ГАЗ-51 ранних выпусков с использованием колёсных дисков на передней оси - от «Studebaker» (или аналога), на задней - вперемешку ЗИС и ГАЗ.

В реальной эксплуатации такие автомобили встречались долгие годы. Даже на рубеже веков в одной из газет была публикация об автомобиле ГАЗ-АА, который, как видно на приложенной там фотографии, был оснащён передней осью и кабиной от ГАЗ-53. Вообще переделанных оригинальных автомобилей было большое количество, но немногие из них оказались целенаправленно запечатлены на снимках.

Вариантов происхождения фургона, снятого в кино видится несколько:

  • этот фургон был построен специально для съёмок в кино;
  • в съёмках был задействован настоящий фургон, внешний вид которого был целенаправленно состарен для соответствия сюжету.

Что касается назначения, то предположу, что это не линейная машина, а хозяйственная, используемая для перевозки разных грузов, но не людей (ибо в ленте можно увидеть новёхонький универсал ГАЗ-22Б, на котором с банкета увозили Шурика).

Однозначно - этот фургон - не ГАЗ-55. Это очевидно даже при сравнении масштабных моделей.

Сравнение фургонов
Сравнение фургонов


Благодарю за внимание!

«Автомобиль из кинофильма «Кавказская пленница», Моделстрой
«Автомобиль из кинофильма «Кавказская пленница», Моделстрой

Информация о масштабной модели

Производитель: «Моделстрой», Москва, Россия
Масштаб: 1:43
Материал: пластик
Комплектация: упрощённая, с табличкой в комплекте
Анонсирована в 2021 году
Тираж: неизвестен

Благодарю за внимание!
До встречи на просторах, Александр