Найти тему
Что могут короли...

Женщины в жизни польского короля Казимира III Великого. Браки с Альдоной Литовской и Аделаидой Гессенской.

Деяния Казимира III Великого в качестве главы Польши, которую он нашел деревянной, а оставил каменной, безусловно можно назвать выдающимися. В качестве правителя Польши он был непреклонен и последователен в своих действиях. Какова же была личная жизнь монарха? Пожалуй, этого великого правителя династии Пястов можно назвать и великим ловеласом своего времени.

Каковы были отношения короля с женами и в чем не смог преуспеть Казимир III Великий до конца своих дней старался преуспеть польский король в отношениях с женами? История вероятно «величайшего Дон Жуана среди всех польских королей» даже с учетом тайн и пробелов в сведениях для историков не может не увлекать своими поворотами.

Портрет Казимира Великого работы Леопольда Леффлера. Альдона Литовская и Аделаида Гессенская.
Портрет Казимира Великого работы Леопольда Леффлера. Альдона Литовская и Аделаида Гессенская.

I. Женитьба Казимира на литовской принцессе Альдоне (Анне). Венгерский скандал. Пристрастия короля.

Не сохранилось каких-либо сведений о первых влюбленностях Казимира. Однако известно, что в 15 лет его женили на литовской принцессе Альдоне по воле отца. Это был типичный политический брак. У языческой Литвы и католической Польши был общий враг — Тевтонский орден. И хотя литовцы часто разоряли польские земли, как известно, «враг моего врага может стать моим другом». Так юную Альдону условились крестить. С новым именем Анна она стала супругой Казимиру. Говорят, что Казимир сопротивлялся браку до конца, не желая жениться, но в итоге, уступил по категорической просьбе отца.

Альдона была немного моложе Казимира, сведений о её внешности не сохранилось. По-видимому, она не была писанной красавицей, но не была и отталкивающей внешности. Известно, что у Альдоны был веселый нрав. Некоторые упрекали ее в том, что она никогда не отказывалась от своих языческих обычаев. Юная принцесса при польском дворе окружила себя молодежью. Ей нравились танцы, пение и музыка, а когда Альдона отправлялась в путь, «впереди шли люди с барабанами, арфами, скрипками и другими инструментами». Этот веселый нрав литовской принцессы давал повод в Польше судачить о ней как о носительнице варварских, языческих традиций. Для церкви это имело признаки разврата. Все же Анна Альдона описывалась летописцами как «покорная мужу». Летописец XV века Ян Длугош писал, что Анна была честной женщиной, которая щедро делилась средствами с нуждающимися.

В марте 1333 года умер польский король Владислав I Локетек. Альдона должна была быть коронована вместе с Казимиром. Однако мать Казимира королева Ядвига в тот момент заявила, что в стране может быть только одна королева. Поэтому, пока она жива, молодая Альдона не может носить корону. Обе женщины разделяли не только культурные различия, но и восприятие роли королевской жены. Ядвига обвинила невестку в полном отсутствии политических амбиций, которые, по ее мнению, она должна проявлять как будущая жена короля. В конце концов, Казимиру удалось убедить свою мать пойти на уступки, Ядвига удалилась монастырь в городе Старый Сонч – никто и ничто не помешал церемонии коронации.

Каземир III в молодые годы. Краков XIV  века. Гедимин, Великий князь Литовский. Башня Гедимина в Литве.
Каземир III в молодые годы. Краков XIV века. Гедимин, Великий князь Литовский. Башня Гедимина в Литве.

Литовская жена Казимира в браке родила ему двух дочерей: Елизавету и Кунегунду. Позже все дочери короля были выданы замуж. Так Елизавета оказалась при дворе Богуслава V, герцога Померанского, а Кунегунда при дворе герцога Людвика Баварского, сына императора Людовика IV.

Его отношения с Анной Альдоной считались успешными, хотя трудно представить, чтобы она не слышала об изменах мужа, не говоря уже о большом скандале, героем которого он стал в Венгрии. Слухи о его связях с другими женщинами уже ходили по всей Европе, хоть Казимир и старался быть осторожен и нарочито не выставлять напоказ свои любовные похождения.

Венгерский скандал в биографии Казимира скорее оставляет больше вопросов, чем ответов. В 1329 году девятнадцатилетний Казимир возглавил польское посольство при венгерском дворе. Обе страны поддерживали дружеские отношения на протяжении нескольких лет. Женой короля Карла Роберта на тот момент уже была старшая сестра Казимира Елизавета. Дружеский визит ко двору дружественного монарха был частью королевских традиций. Да и Елизавета настояла на приезде младшего брата. К сожалению, визит Казимира закончился огромным политическим и моральным скандалом.

Польский принц оказался под впечатлением от красоты фрейлины своей сестры. Фрейлину звали Кларой Зак. Казимир, вероятно, не ожидал большого сопротивления в ответ на его ухаживания -фрейлины, как правило, не отказывали в благосклонности мужчинам королевских кровей. Однако, видимо, он получил отказ, поэтому якобы обратился за помощью к сестре. По бытующей версии Елизавета ему посоветовала притвориться занемогшим - прикованным к постели. Королева якобы посетила покои брата в сопровождении Клары. Однако под каким-то предлогом она вышла из комнаты, оставив брата наедине с девушкой. А Казимир воспользовался случаем и силой взял фрейлину.

После отъезда Казимира Клара пожаловалась отцу, одному из богатейших венгерских магнатов. Последний захотел отомстить за надругательство над дочерью. Отец ворвался в столовую залу замка с мечом, пытаясь убить королевскую семью. Ему удалось ранить короля Карла Роберта и отрубить четыре пальца королеве Елизавете, прежде чем он рухнул замертво под ударами придворных.

Сюжет в живописи разных эпох: Фелициан Зак за изнасилование дочери хотел убить Казимира Великого, но ударил сестру - жену короля Венгрии Елизавету Польскую. Изображение венгерского короля Карла Роберта и Елизаветы Польской (сестры Казимира).
Сюжет в живописи разных эпох: Фелициан Зак за изнасилование дочери хотел убить Казимира Великого, но ударил сестру - жену короля Венгрии Елизавету Польскую. Изображение венгерского короля Карла Роберта и Елизаветы Польской (сестры Казимира).

Покушение на королевскую семью считалось одним из величайших преступлений той эпохи, и реакция венгерского двора оказалась крайне жестокой. Труп Зака ​​расчленили и части отправили в важнейшие города королевства, сестру Клару замучили до смерти, не избежал смерти и ее брат. Королевский суд официально приговорил к смертной казни всех близких членов семьи Зака, а дальние их родственники подверглись изгнанию и конфискации имущества. Суровая участь постигла и саму Клару. Ей якобы отрезали нос, губы и пальцы и возили по стране в клетке, заставляя проклинать отца.

Современные историки сомневаются в достоверности сведений древних летописцев. Трагический конец семьи Зак никто не оспаривает (некоторые ее представители к своему счастью укрылись в Польше), но весь скандал мог иметь совсем другую подоплеку. Дело в том, что Фелициан Зак много лет принадлежал к оппозиции, он был человеком, одержимым жаждой власти и, вероятно, возглавлявшим заговор против короля. Если рассматривать такую вполне себе вероятную версию событий, то покушение не имело ничего общего с соблазнением Клары Казимиром. Впрочем, возможно, никакого изнасилования не было, а у Клары и Казимира просто был мимолетный роман. Эту версию событий вроде бы подтверждает тот факт, что Клара пережила истребление своей семьи, ведь в Средние века увечья (даже самые чудовищные) считались более легким наказанием, чем лишение жизни.

Однако этот эпизод в любом случае нанес вред репутации Казимира в Европе. Тевтонские рыцари внесли свой вклад в очернении Казимира через эту историю, ведь они не упускали ни одной возможности опорочить польского наследника престола. Так год спустя антипольская пропаганда снова дала о себе знать, распространив слух о том, что Казимир бежал с поля битвы под Пловцами (на самом деле, перед решающей битвой он был отослан отцом – королем Владиславом I Локетеком).

Конечно, Альдона знала о венгерском деле, но по обычаям эпохи ей было мало что сказать. Однако одними мимолетными связями Казимир не ограничивался. Король видимо предпочитал почти исламские обычаи. Однако он сохранил изрядную дозу рассудка и не выставлял напоказ свои вкусы. Король организовывал своего рода приватные гаремы в разных городах страны.

Ян Длугош, вероятно, с преувеличением (как и подобает священнослужителю), сетовал на то, что королевских наложниц была целая «толпа, как сосредоточение греха», а монарх «не заботился о благотворных увещаниях и советах епископов и дворян». Епископ Ян Грот однажды даже проклял короля, а когда тот, не заботясь об отлучении, вошел в собор, прервал службу. Однако основной причиной конфликта с краковским иерархом были опять же финансовые вопросы вопросы. После их решения финансовых разногласиях проблема аморального образа жизни правителя отошла на второй план.

Король хоть и позволял себе содержание приватных гаремов, все же он должен был иметь наследника престола. Анна Альдона не родила ему сына. Да и польской короной она пользовалась недолго. Королева умерла, не дожив до 30 лет, в мае 1339 года. Из хроник известно, что ее смерть была неожиданной и "ужасной", но никаких дополнительных сведений по этому поводу нет.

Анна Альдона. Приданое принцессы Альдоны, историческая картина Войцеха Герсона, 1894 год. (*имеется ввиду освобожденные 25 000 пленных поляков).
Анна Альдона. Приданое принцессы Альдоны, историческая картина Войцеха Герсона, 1894 год. (*имеется ввиду освобожденные 25 000 пленных поляков).

Хотя некоторые строили предположения, что сам Казимир мог поспособствовать смерти своей нелюбимой жены, обвинение это кажется нелогичным, ведь королева успела родить Казимиру двух дочерей. Впрочем, в дальнейшем жизнь показала, что король умел применять определенные методы для избавления от неугодных жен. Жизнь короля продолжалась. А умершая литовская жена не стала единственной женой Казимира.

Женщины в Польше не могли наследовать, и родить желанного сына могла только королева, происходившая из правящего королевского дома. Поэтому 40-летнему монарху пришлось вновь озадачиться поиском новой супруги.

II. Женитьба Казимира на гессенской принцессе Аделаиде (Адельгейде).

Хотя в Европе было много династий, потенциальный супруг должен был быть подходящего возраста, а брак должен был давать политические преимущества. Шел 1339 год, мысли короля были заняты отношениями с Русью. С одной стороны, королю вроде бы было дело не до сватовства. С другой стороны, перед обострением отношений на востоке он если и готов был уделить внимание женитьбе, то в целях политического укрепления положения. Казимир договорился с сестрой, что она будет помогать ему в поиске потенциальной невесты.

Однако в тот момент проявили себя Люксембурги, правившие по соседству. Вроде союзники, но вроде бы небезразличные союзники до краковского трона. В 1340 году польскую столицу посетили не один, а два чешских принца. Они предложили Казимиру устроить подходящую свадьбу. Случилось так, что у Карла Люксембургского была старшая сестра Маргарита, которая тоже недавно овдовела. На момент вдовства она была того же возраста, что и Альдона. Вроде бы Каземиру было уместно снова жениться на такой вдове. Ситуация казалась идеальной: можно было скрепить союз с Люксембургским домом через брак. Казимир поддался на уговоры.

Так крепнувшая дружба с Люксембургами привела его в 1341 году прямо в Прагу. Прибытие польского в столицу прошло с приличествующей пышностью. Монарха приветствовал сорокапятилетний правитель Богемии Иоанн Люксембургский. Присутствовал и чуть моложе Казимира и наследник престола (и будущий император) Кароль, который все больше и больше рвался к власти. Но вскоре Казимир начинает понимать, что что-то не так… Кого-то явно не хватало. Женщина, с которой он приехал познакомиться и на которой планировал жениться, Маргарита Люксембурская, никак не появлялась для встречи с Пястом.

Перед тем, как Казимир выезжал из своей Вавельской резиденции, его заверили, что невеста будет ждать его в Праге. Он был осведомлен, что бывшая герцогиня Нижней Баварии после похорон мужа, привела в порядок свои немецкие дела и уже прибыла в Прагу. Но сейчас ее нигде не было видно. Хозяева осыпали гостя подарками, выделили ему покои, приглашали на пиры. Однако вместо предложения руки невесты Казимира вскоре уведомили о планируемых похоронах. Как оказалось, Маргарита серьезно заболела вскоре после прибытия жениха в Чехию. Она была еще жива, когда Казимир вошел в Прагу, но испустила дух за два дня до того, как было запланирована помолвка.

Тело несостоявшейся жены еще даже не остыло, как Казимиру еще не уехавшему из Праги, Люксембургами была предложена новая кандидатура в качестве невесты: девушка лет семнадцати по имени Аделаида.

Люксембурги ручались за нее не меньше, чем за собственную сестру и дочь. Однако нельзя было не понимать, что между двумя кандидатками в жены существовали принципиальные различия. Маргарита принадлежала к одной из самых могущественных династий на континенте. А кем была Аделаида? Она не была потомком чешских королей. Она даже не была им родственницей. Аделаида была выходцем из центральной Германии, из одной из десятков маленьких княжеств, входивших в Рейх, нарезанный, как швейцарский сыр.

Иоанн Люксембургский (вверху) и его сын, Карл IV. Прага.
Иоанн Люксембургский (вверху) и его сын, Карл IV. Прага.

Девушка была дочерью Генриха II по прозвищу Железный. Этот человек имел достоинство ландграфа Гессенского. Он конечно был правителем, но в лучшем случае третичным. Генрих не был ни со связями, не был ни богатым, ни даже особенно одаренным правителем. У него не было сильной армии, а границы его владений находились в сотни километрах от границ Польши. Однако потенциальная жена была молода. А её мать происходила из чрезвычайно плодовитого рода Веттинов. Поскольку Казимир нуждался в наследнике, этот факт видимо был среди доводов в пользу решения жениться.

***

Свадьба Казимира и Аделаиды состоялась в Познани 29 сентября 1341 года. В тот же день Аделаида была коронована как польская королева.

Как сложилась жизнь королевской четы? Зависит от того, к чьим словам прислушаться. Спустя годы брака в письмах, отправленных Святому Престолу, королева Аделаида подчеркивала, что с ее стороны «брачный долг» постоянно «особенно хорошо соблюдается».

Казимир же высказывал прямо противоположное мнение. Он будет жаловаться, что ссоры в браке возникли из-за того, что королева не хотела оставаться в его алькове. Ей легче поверить, чем ему. Есть основания полагать, что приехавшая в Польшу Аделаида сразу разочаровала Казимира. Упомянутый Длугош писал, что «она была более красива с точки зрения характера, чем красоты». Король, однако, был менее суровым монархом, нежели всем известный английский король Генрих VIII, который, разочаровавшись в красоте своей четвертой жены Анны Клевской, немедленно вынудил аннулировать брак.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что, по крайней мере, первые несколько лет отношения между супругами оставались правильными. Казимир надеялся, что в утробе Аделаиды пробудится новая жизнь. Он знал, что сам то он не бесплоден. Любовницы родили ему к тому времени минимум двух сыновей: Немира и Яна. Но незаконнорожденные мальчики не имели права на престол. Королю нужен был законный наследник, и он терял терпение.

К сожалению, Аделаида оказалась не только некрасивой, но и бесплодной. Ситуация стала драматической. Разочарованный в браке монарх вернулся к прежнему образу жизни. Аделаида «с редким терпением переносила оскорбления», но сам факт того, что она была законной женой и не рожала ему наследника, приводил короля в бешенство. Он жаловался не на судьбу, а на жену, не сумевшую оправдать его ожиданий.

«Казимир прожил с этой Аделаидой пятнадцать лет, проявляя к ней отвращение и презрение», — подчеркивал Ян Длугош. (...) В итоге Казимир ограничил численность двора жены, а также, вероятно, отнял часть средств, предназначенных на ее содержание. Наконец, в 1355 году он решил, что не хочет больше видеть Аделаиду. Его жену по сути поместили под домашний арест. «Королева осталась в замке в Жарновце, как подлая рабыня и изгнанница, хотя она была должным образом и щедро обеспечена всеми предметами роскоши» - сообщает Ян Длугош. А Казимир, даже если он и заглядывал в эту золотую клетку, то только для того, чтобы потребовать от Аделаиды развода.

Казимир III. Аделаида Гессенская (работа Я.Матейко 1865 г.)
Казимир III. Аделаида Гессенская (работа Я.Матейко 1865 г.)

По церковным законам браки были нерасторжимыми до смерти одного из супругов. Юридически развод мужа и жены могло иметь место только в том редком случае, если церковные власти объявили их союз аннулированным на том основании, что он никогда не был заключен должным образом. Перечень обстоятельств, позволяющих принять такое решение, был весьма ограничен и сокращался с течением веков. Требуя развода, Казимир мог указать только один аргумент: доказанное бесплодие жены.

Но это уже была очень зыбкая почва. В XIV веке неспособность женщины иметь детей еще не считалась достаточной причиной для развода, особенно если об этом не было известно до брака, и если союз был консумирован. Для правителей и могущественных пап делались исключения, но обычно после того, когда обе стороны соглашались на развод или, когда это отвечало политическим интересам курии. Однако Казимиру не удавалось убедить Аделаиду пойти вместе с ним на соглашение.

У Казимира III все еще не было преемника, королевская линия династии Пястов рисковала закончится на нем, а бесплодная жена отказывалась отречься от короны и согласиться на аннулирование брака. Король держал в неволе несколько лет. Наконец, не в силах сломить ее решительность, он сам решил разорвать венчание даже без согласия другой стороны и без благословения Святейшего Отца.

Как Казимир пошел на двоеженство, а затем и на многоженство, сумел ли продолжить род и как окончилась жизнь Казимира III читайте в заключительной публикации о польском короле.