Лев Гумилев — известный российский археолог, востоковед, этнограф, переводчик, историк, автор «пассионарной теории этногенеза». Родители ученого — известные люди. Николай Гумилев — поэт Серебряного века, расстрелянный большевиками в 1921 году. Мать — поэтесса Анна Ахматова.
О теории пассионарности
Гумилев описывает процесс исторического развития, как процесс взаимодействия этносов с ландшафтом и между собой. Теория не признавалась научной, поскольку крайне поверхностно и вольно трактовала источники.
Дискуссии по ее поводу не прекращаются и ныне. Одна из причин критики — политизированность. Автор теории пытался не донести результаты научных изысканий, а подстраивал то, что видел, под свои идеи. Проще говоря, при желании, можно подтвердить любой псевдонаучный бред.
Я.С.Лурье отмечал, что идеи Гумилева — «не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии».
По мнению Клейна:
«Горы фактов, факты самые разнообразные, это изумляет и подавляет, но… не убеждает (или убеждает лишь легковерного). Потому что факты нагромождены именно горами, навалом, беспорядочно. Нет, это не методика естествознания. Л. Н. Гумилев не естествоиспытатель. Он мифотворец. Причем лукавый мифотворец — рядящийся в халат естествоиспытателя».
Основные идеи Гумилева:
- Пассионарность — это свойство этноса, которое заставляет его быть активным. Отдельные люди, способные продуцировать энергию — пассионарии.
- Любой народ, который оставил в истории след, проходит несколько этапов развития:
- На первом происходит формирование этноса и пассионарный подъем (толчок к развитию).
- На второй образуется суперэтнос, крупная этническая система.
- Третий этап — надлом, активность снижается.
- Четвертая — инерционная.
- Пятая — разрушение.
Под эту теорию он успешно адаптировал немало исторических фактов, но его интерпретация далека от научной. Это больше напоминает исторический роман с минимальной претензией на научность.
Становление взглядов
Гумилеву не было особенно весело в молодые годы. Он был неугодным и «классово чуждым», немало времени провел в сталинских лагерях. Только после Великой Отечественной он смог доучиться и защитить диссертацию. Недолго он был на свободе и снова отправился в ГУЛАГ.
В 60-70-х годах стал доктором исторических и географических наук. Суть работы — обоснование вышеупомянутой концепции, как и его монография «Этногенез и биосфера Земли», которая была запрещена цензурой. Автора обвиняли даже в фашизме, из-за чего он мог еще раз попасть в заключение, но его спасла «перестройка».
Русский этнос по Гумилеву
Великорусский народ, по мнению автора, сформировался в XIII веке. Научно это, конечно, невозможно обосновать. Куда же делось время Руси, которая была основана раньше? Народ периода Древнерусского государства Гумилев считал чем-то отдельным.
Согласно этой концепции, становление русский народ проходил примерно до XV века. Что стало завершающей точкой? Скорее всего, создание Великорусского государства. Еще 300 лет русский народ распространялся путем экспансии, после чего наступило снижение пассионарности.
Сколько живет этнос?
Гумилев считал, что не более 1500 лет. В конце текущего века, по мнению автора концепции, должна начаться инерционная фаза, а еще через 300-400 лет русский этнос исчезнет. Также отмечается, что внешние факторы этот процесс могут ускорить.
Прав ли Гумилев?
Историки отмечают, что идея про 1200-1500 лет совершенно не отвечает реальности. Если взять Китай, Иран и Египет — древнейшие народы — они функционируют и не разрушаются намного более 1500 лет. Причем, тут отслеживается прямая преемственность от древнего этноса. Если привязать сюда идею Гумилева, носители этих цивилизации должны были меняться. А этого не было.
Еще одна странность — мнимое отделение русского народа от Древнерусского государства. Почему тогда история ведется от этих времен, если это другой этнос?
Конечно, и государства, и народы могут исчезать, трансформироваться, меняться. Но русской цивилизации сейчас только около 12 столетий. Даже по скромным подсчетам, она может существовать и развиваться еще не менее 10 веков.