При укладке мраморных плит, декораторы Собора Святой Софии размещали камни с учетом их цвета и того, как они отражают свет. Они располагали определенные цвета рядом друг с другом, чтобы они влияли друг на друга. Другие плиты декораторы выбирали, оценивая выразительность были их прожилок. Некоторые камни, такие как оникс, полупрозрачны - как золотая мозаика - и поглощают, и отражают свет. Размещение их рядом с плоской брекчией, подобной белому и черному кельтику, создает интересный контраст поверхностей в ярком интерьере собора Святой Софии. На самом деле можно наблюдать, как свет перемещается по стенам нефа, и увидеть множество интересных эффектов на поверхностях различных камней.
Что касается облицовки храма мрамором, то здесь мы можем найти зеленый мрамор из Каристоса, розовый из Фригии, красный императорский порфир из Египта, зеленый порфир из Спарты, светло-коричневый ласси из Карии, бело-желтоватый мрамор из Лидии, золотистый мрамор из Ливии, крупную черно-белую брекчию Celticum из Франции, медовый оникс из Памуккале, зеленый Verde Antique из Фессалии, белый мрамор из Проконнес и серый мрамор из Воспороса, которые были использованы в храме. Расположение каждой детали было тщательно подобрано для создания узоров и цветовой гармонии.
Некоторые участки облицовки имеют узоры, напоминающие висящие занавески, а другие напоминают человеческие лица и ангелов. Мозаики в арках и сводах были окрашены в разные цвета, чтобы подчеркнуть облицовку рядом с ним. Огромные золотые полосы из оникса перекликались с мозаиками наверху.
Облицовка была уложена широкими горизонтальными слоями контрастных цветов и узоров, таких как яркий красный cippolino rosso. Контраст с океанами простой золотой мозаики в сводах больше невозможно оценить.
На протяжении веков некоторые части облицовки пришли в негодность и потеряли свой цвет. Например, некоторые панели Verde Antique (см. Выше) потеряли свой цвет, посерели и частично превратились в тальк (это также произошло с некоторыми колоннами Verde Antique). Из-за физической нагрузки, которой церковь постоянно подвергалась с момента своего строительства, облицовочные панели потрескались по всему собору Святой Софии, а некоторые раскололись или упали, даже в нефе. Панели были перенесены из проходов и галерей, чтобы заменить их.
В результате значительная часть облицовки была утрачена в проходах и заменена окрашенной штукатуркой. Было бы легко заменить недостающие плиты, многие из карьеров все еще могут разрабатываться или работают сегодня. Фоссати предположили, что облицовка нефов и галерей была утрачена во время неудачной реставрации в 1815 году.
Удивляет, что большая часть облицовки сохранила свою первоначальную поверхность и не подвергалась чистке и полировке более 1000 лет! В храме можно найти нетронутую историю церкви в слоях масла, грязи и свечной копоти.