Найти в Дзене
Кинолит

"Это противоречит здравому смыслу": что говорил Александр Митта о своем фильме "Экипаж"

Часто можно видеть комментарии к фильмам, хорошим и плохим: «Да быть такого не может! Чушь!».

Во-первых, в жизни бывает всякое. Случается порою такое, во что поверить может только очевидец. Во-вторых, в кино и литературе неуместен скептицизм. Если речь о настоящем искусстве.

Где это видано, чтоб дворянки под паровозы бросались? Или чтоб дворянин отказывался от положения в обществе ради каторжницы? Или чтоб убийца пришел каяться, зная, что у следствия нет доказательств и что после признания он черт знает сколько лет проведет на каторге?

"Так не бывает" встречается очень часто и в кинематографе. Только в плохих фильмах это бросается в глаза, а в хороших это замечают только те самые скептики-зануды.

Об этом написал и режиссер Александр Митта в своей книге "Кино между адом и раем», где, можно сказать, раскритиковал один из самых известных своих фильмов.

"Экипаж" в 1980-м посмотрели 80 млн человек. Картина стала сенсацией. А как иначе? Здесь и любовь, и героизм, и невероятный по напряжению финал.

Но мало правды.

Для режиссера очень важно поставить зрителя в состояние тревожного ожидания и беспокойства — саспенс. А момент саспенса, как говорил Хичкок, должен быть расиянут во времени. Митта называет это агрессивным элементом киноязыка, без которого порою невозможно вызвать сильные чувства у зрителя.

 

Этот прием несколько раз использован в "Экипаже». Например, в сцене землетрясения: самолет едет 20 км по дороге, вокруг взрывы, пожар. А он все едет. Или другой эпизод: лавина нефти катится с горы на летное поле. Это продолжается минут пять. Впрочем, само по себе это явление возможно только на экране (нефть в принципе не может катиться с горы).

"Мне говорили: остановись, это противоречит здравому смыслу", - пишет Александр Митта в книге "Кино между адом и раем"
-2

Таковы законы кино. Зрителю нужно, чтоб герои спаслись, и они спасутся. Но прежде попадут в невероятно сложную ситуацию.

В 1980-м на нестыковки в "Экипаже" немногие зрители обратили внимание, потому что фильм хороший и снят был в новом для советского зрителя жанре.

Что ещё Александр Митта говорил о съёмках "Экипажа"

Александр Митта о съёмках "Экипажа"