В 1985-м году Оззи Осборн, к тому времени имевший за своими плечами сразу несколько «мультиплатиновых» альбомов, приступил к записи очередного своего шедевра – «The Ultimate Sin». И вот, когда этот альбом появился в продаже зимой 1986 года, оказалось, что он хоть и занял в ведущих рейтингах популярности всех стран позиции в разы лучшие, чем у предшественника, продавался он все же хуже его. Поклонники быстро сообразили, что альбом записан «как-то не так», и впоследствии Оззи обвинял в этом своего продюсера, а критики – гитариста Джейка Ли. Хотя, если вдуматься, то виноват тут ни продюсер, ни гитарист, а исключительно Оззи, который перед записью альбома пережил очень тяжелые времена в борьбе со своим пристрастием к тяжелым веществам.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СЛОВО «УЖЖАСНЫЙ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОЗЗИ ОСБОРНУ Я ИЗМЕНИЛ ПО ЦЕНЗУРНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ, А НЕ РАДИ КАКОГО-ТО ХАЙПА. ТАК ЧТО ПРОШУ МЕНЯ ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ И НЕ СИЛЬНО РУГАТЬ!
Альбом Оззи Осборна «The Ultimate Sin» 1986 года меня поначалу не сильно впечатлил, как, впрочем, и предыдущий - «Bark at the Moon» 1983-го. Но оба эти альбома мне не нравились по совершенно разным причинам. Первый был чисто глэм-металлическим, а вот уж чего я не люблю больше всего, так это именно глэм в металле. Для меня соединение двух этих направлений представляется каким-то безвкусным эрзацем на уровне плохо продуманного хайпа. По этой же причине мне не нравятся и все подобные группы, хотя в 80-х они были на вершине популярности.
С альбомом «The Ultimate Sin» всё было по-другому. Никакого глэма в его музыке не было и в помине, хотя почти всю ее написал один и тот же человек – гитарист группы Осборна Джейк Ли. Это был металл высшей пробы, то есть без всякого хайпа, и уж эрзацем альбом никак не назвать. Но он был записан таким образом, словно это делалось на коленке, в походных условиях внутри гастрольного автобуса, за исключением парочки-троечки песен на второй стороне, которые представили прекрасную студийную работу по всем нормам и правилам звукозаписывающего искусства. Да и аранжированы все основные песни альбома так, будто это сделал сам Осборн по каким-то личным причинам, интересы фанатичных слушателей не учитывавших.
И на самом деле, зачем Великому и Ужжасному было напрягаться, когда он и так не был финансово обделен – три предыдущих его студийных альбома были «мультиплатиновыми» и принесли ему столько денег, что хватило бы купить целую Гренландию и превратить ее в пальмовый сад. Правда, впоследствии Оззи в измененном в худшую сторону звучании альбома обвинил продюсера Рона Невисона, но тому было все равно. Альбом получил свою первую «платину» даже быстрее, чем предыдущее, супер-успешное творение Оззи, а то, что в песнях не было какой-то «искры безумности», присущей предыдущим альбомам, то это, по мнению Невисона, не его вина, а вина самого Осборна, который напел все песни «как-то не так».
Дело в том, что перед записью альбома, в 1985-м, Оззи пребывал в клиинике, где он пытался избавиться от своей зависимости от неких очень сильных веществ, и эта борьба так его утомила, что сил ни на какие «искры» и «безумства» уже не осталось. Когда он вернулся в студию, гитарист Джейк Ли и бас-гитарист Боб Дэйсли преподнесли ему на нотах и в стихах уже практически полностью готовый альбом, а Рону Невисону нужно было только совместить все эти бумаги с вокальными способностями самого Оззи. И хотя Невисон был очень опытным специалистом, «выведшим на орбиту» очень многих признанных впоследствии звезд, почему-то Осборн обвинил именно Невисона в «отсутствии воображения» при записи, а не наоборот.
Ну ладно, альбом был записан, несмотря на некоторые кадровые перестановки практически во время записи. Так, был уволен Боб Дэйсли, а потом и барабанщик Джимми Де Грассо (Y&T, потом - Megadeth), клавишник был нанят в последний момент – это был Майк Моран (Ian Gillan Band, потом записывался с Фредди Меркьюри и Queen). Вместо Дейсли в записи принял участие бас-питарист Фил Суссан, а барабанщиком стал Рэнди Кастилло, который впоследствии записал с Оззи еще два альбома – «No Rest for the Wicked» (1988 г.) и «No More Tears» (1991 г.), самых лучших в его дискографии, как на мой взгляд.
Короче, записал Великий и Ужжасный новый альбом, и получил очередной коммерчески успешный релиз. Но мне в 1986 году этот релиз успешным не показался. Я помню, как в том году вернувшийся из рейса куда-то в Америку или Японию мой одноклассник, завернутый на Black Sabbath и Оззи Осборне, с дьявольским осборновским выражением на лице включил мне привезенную из-за бугра фирменную кассету с «The Ultimate Sin», желая меня поразить такой сногсшибательной новинкой. Но поставил он мне альбом не сначала, а с песни «Killer of Giants».
И я на самом деле поразился, и тут же закатал этот альбом с кассеты на кассету, чтобы в полном комфорте прослушать ее дома на своей «Весне», переделанной моим шурином под японские стандарты (ну, мастер на все руки, в электронике понимал толк). И еще при перезаписи я удовлетворился тем, что музыка на новом альбоме практически не напоминала ту «металлическую попсу» с ненавистного мной альбома «Bark at the Moon», но обратил внимание на то, что пластинка все равно звучит как-то странно.
В общем, дома я уже понял, что Оззи хоть и сменил свое музыкальное направление, но опять попал куда-то «в калошу». Как я писал выше, альбом получился сугубо личный, и вокал Великого и Ужжасного как-то не поспевал за инструментальными партиями. Было на альбоме только три песни, по моему разумению, достойных уровня великого таланта Оззи, но все они были задвинуты в его конец, словно это была добивка песен, записанных ранее, и для этого диска не планировавшихся.
Таким образом альбом был как бы разбит на две части – первая была какая-то неуклюжая, а вторая – вполне на уровне, хоть песни, ее составляющие, были тоже не очень похожи на то, что Оззи Осборн делал раньше. То есть, уровень был достаточно высокий, а направление совсем другое.
Вот так и получилось, что я практически никогда с тех времен не пытался этим альбомом заслушиваться, а когда вышли «No Rest for the Wicked» и «No More Tears», то я и вообще о нем позабыл, потому что это были такие шедевры, с которыми «The Ultimate Sin» и рядом не валялся. Ну, как на тогдашний мой взгляд.
Но все эти мои ощущения были только до поры до времени, потому что то, что Оззи Осборн начал создавать после «Оззмозиса» 1995 года, постоянно повергало меня в уныние. Вот тут-то и пришел черед переосмыслить «The Ultimate Sin», и я сделал открытие – этот альбом, по сути, ничем не хуже того, что я привык считать шедеврами, а шедеврами для меня и сегодня остаются только пять альбомов – первые два, и те, что были созданы в 1988 и 1991 годах. Среди них прекрасно можно поместить и альбом 1986 года, потому что он хоть и «без всякого воображения», как выразился сам Оззи, тем не менее, совершенно не банальный. Есть в первых шести песнях без «безумной искры» нечто, не позволяющее отнести альбом к эрзацам, которых Великий и Ужжасный наплодил за последние треть века довольно изрядное количество.
Ну, теперь давайте посмотрим, что там нам наваял Оззи со своими подопечными на альбоме «The Ultimate Sin», и хотя бы кратко разберемся в том, почему все эти песни если и не шедевральны, то совершенно не заслуживают серьезной критики.
Аудио всего альбома я разместил выше, а тут представлю только некоторые ролики из него.
Сторона 1:
1). The Ultimate Sin (3:44) «Абсолютный грех». Основополагающая музыкальная линия хоть и может показаться на первый взгляд банальной, тем не менее, тут Оззи постарался учесть все ошибки, совершенные при записи предыдущего, практически полностью банального релиза. Музыкальная линия вырисовывается довольно яркая в мелодическом плане, музыканты работают на очень высоком уровне, да и Оззи старается. Песня - классная, и Джейк Ли прекрасно тут показал, что хардовая гитара может быть очень мелодичной, превращая любую изначально банальную музыкальную конструкцию буквально в шедевр.
2). Secret Loser (4:09) «Тайный неудачник». Стартовый рифф сразу же придает композиции драматический накал и начинает подавлять слушателя значительностью музыкальной темы. И хоть аранжировка весьма простая, но музыканты ее своими талантами наполнили очень зачётно. Лично я бы сделал эту вещь «открывашкой» альбома, а заглавную сдвинул ближе к концу, туда, где собраны все «классические» песни.
3). Never Know Why (4:28) «Никогда не знаешь почему». А эта композиция держится исключительно на гитарах Джейка Ли. Нет, и Оззи тоже тут замутил свою партию довольно неплохо, но все же мне кажется, что номер создавался исключительно под потрясающие гитарные запилы, и в это можно поверить, учитывая, что именно гитарист сочинил к альбому почти всю музыку, что Оззи впоследствии подтвердил совершенно официально.
4). Thank God for the Bomb (3:54) «Слава Богу за бомбу». А вот эта песня, наоборот, представляет весьма шикарную вокальную линию, и я вполне поверю, что музыку написал именно Осборн, а не Джейк Ли, потому что тут гитарист не представил ни одного цепляющего риффа. Да и соло-гитара какая-то вымученная, впрочем, она не портит песню совершенно, потому что Оззи своим мощным классическим оперным вокалом перекрыл все ее недостатки.
5). Never (4:19) «Никогда». А вот тут Джейк Ли снова на коне, что позволяет даже самым отъявленным скептикам признать, что он и на самом деле гитарист неординарный, и его таланты наиболее полно раскрываются даже не при создании соло-партий, а в риффотворчестве очень высокого уровня и создании многослойного гитарного аккомпанемента. Техника исполнения скоростных гитарных вязей у этого музыканта и на самом деле впечатлительная. Гитара тут придает всей композиции просто шикарный, если так можно выразиться, драматический настрой.
Сторона 2:
6). Lightning Strikes (5:14) «Удары молнии». Эта композиция не настолько убедительна, как предыдущие номера, наверное, потому, что корни ее зарыты в предыдущем альбоме «Bark at the Moon», и, скорее всего, она была создана именно для концертных выступлений, потому что представляет очень мало студийных находок. Мелодический план не очень впечатляет, решение аранжировки тоже хромает, да и Джейк Ли не особенно старается. Тем не менее, эта песня прекрасно вписывается в альбом, тем более что она является переходной между первой частью альбома («новаторской») и второй («классической»).
7). Killer of Giants (5:42) «Убийца гигантов». Несмотря на то, что мелодика этой композиции тоже традиционна для более раннего творчества Великого и Ужжасного, тем не менее, это вовсе не клон чего-то уже пройденного и запротоколированного. Все музыкальные темы этой, можно так сказать, сюиты, звучащие в вокальной партии, просто шикарны. Они легко могли бы звучать в классической аранжировке, как в инструментальном исполнении симфонического оркестра, так и в хоровом варианте. В общем, это несомненный шедевр.
8). Fool Like You (5:20) «Дурак, как ты». Еще один номер, корни которого зарыты в предыдущем альбоме Оззи «Bark at the Moon», однако тут мы наблюдаем множество музыкальных решений, которые эту композицию делают одним из шедевров всего альбома. Я так думаю, что авторство музыки этой песни принадлежит исключительно Оззи, потому что Джейк ли не удосужился придумать к ней ни оригинальных рифов, ни центрального соло.
9). Shot in the Dark (4:26) «Выстрел в темноте». Безоговорочный хит, правда, Оззи пришлось натерпеться из-за него впоследствии, так как авторство тут принадлежало бас-гитаристу Филу Суссану, который принес этот номер Осборну в практически готовом виде (с музыкой и текстами). И, естественно, Суссан хотел получить авторские в полном объеме, а не делиться деньгами с маэстро. Сколько там музыкант вытянул из Оззи финансов за этот шедевр – неизвестно. Но зато известно, что весь этот период сборники и клипы с этой песней издавались небольшими тиражами, чтобы избежать больших растрат на отступные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интересно, что большинство критиков, которые выписывали рецензии на альбом «The Ultimate Sin», вовсю клеймили за изменение привычного звучания не продюсера Рона Невисона, а гитариста Джейка Ли. Практически все они отмечали, что Ли очень далеко по мастерству до покойного Рэнди Роадса, хотя лично я считаю, что оба эти музыканта – два сапога пара. Естественно, откровенно металлический стиль игры на гитаре Джейка Ли кардинально отличается от рок-н-ролльной направленности Роадса, но на альбомах Оззи Осборна они играли одинаково красиво, драйвово и профессионально.
Поэтому, учитывая, что предыдущий «Bark at the Moon» также озвучивался Ли, но отличался от «The Ultimate Sin» кардинально, то я склонен видеть «измену» исключительно в самом Оззи Осборне. Спел он, конечно же, классно, но вот я все же думаю, что если уж считать, что при записи альбома кто-то страдал «отсутствием воображения» и «записал песни странно», то это скорее маэстро, а не продюсер. В момент создания альбома Оззи просто был занят своими собственными проблемами, а на творческую личность, особенно такую, которая денег не считает, любая копеечная проблема оказывает самое непредсказуемое действие.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ ОЗЗИ ОСБОРНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ: