Найти тему
Надя Папудогло

О запрете телефонов в школе, или История одной новости

Впору вводить жанр «Разбирая заголовки», сегодня разберемся с типовым заголовком прошлой недели «ЮНЕСКО призвало запретить телефоны в школах». Новость сделана на основе доклада по мониторингу образования 2023 года, который, к слову, явно никто из тех, кто делал новости для российских газет, даже не открыл ни разу.

Это гигантский глобальный доклад, цель которого – статистическая фиксация того, как используются технологии в образовании (причем под технологиями мы не подразумеваем только мобильные телефоны, но и интерактивный доски, онлайн-сервисы и так далее), какие результаты дает глобальное использование технологий (очевидный спойлер – разные), какие риски включены в использование технологий, какие есть рекомендации по решению тех или иных проблем.

Именно в сегменте рисков в докладе и появилось затем широко растиражированное указание на исследование, которое проводилось с 2008 года в 17 странах и показало, что чрезмерное присутствие мобильных телефонов в школе приводит к проблемам в процессе обучения.

Еще одно исследование, охватившее 14 стран, занималось выявление отвлеченности, причиной которой становится телефон. Оно показало, что ученикам и студентам достаточно просто иметь рядом с собой телефон, жужжащий уведомлениями, чтобы потерять концентрацию в ходе решения учебного задания. На ее возвращение может потребоваться до 20 минут в зависимости от индивидуальных особенностей.

Отдельный фокус ЮНЕСКО – это безопасность персональных и других данных несовершеннолетних и чрезмерного сбора данных детей в том числе приложениями, которые себя позиционируют как образовательные. Этот фокус российские медиа уже совершенно упустили, но с точки зрения европейского GDPR, он более чем логичен. Здесь организация тоже приводит статистические данные – в ходе одного из анализов подобных приложений выяснилось, что 89% из 163 онлайн-сервисом, рекомендованных во время пандемии, могли получить доступ к данным детей. Третий фокус, это, конечно же, аспект кибербезопасности в срезе кибертравли, буллинга, преследования.

Как делают новости в итоге? Их делают, выдрав из контекста один факт или одну цитату, но совершенно не обращая внимания на тот самый контекст

На самом деле в докладе была масса интересных и разнообразных данных, которые касаются самых разных образовательных нюансов современного мира. Например, рассматриваем ли мы письмо как навык и как технологию, есть ли сейчас инструменты для международного измерения письма в школе как технологического навыка. И, например, тут тоже были очень интересные данные исследований: что стимуляция зоны мозга, ответственной за чтение, лучше происходит, когда дети пишут от руки, а не набирают текст на клавиатуре, что изменчивость почерка – это полезный в обучении стимул, что любой рукописный (даже с использованием технологий) ввод текста очень сильно помогает в обучении.

Словом, можно было бы сделать еще один заголовок «ЮНЕСКО призывает запретить набирать текст на клавиатуре», но поскольку письмо это уже середина доклада или даже ближе к концу, естественно, на это никто не обратил внимание и вытащил самый простой и очевидный триггер, тем более, что примерно каждый новый учебный год у нас начинаются дискуссии, надо ли полностью запретить телефоны в школе.

В русле этих дискуссий статистика ЮНЕСКО по запретам, принятым в других странах, естественно, тоже кажется очень привлекательной: «Было обнаружено, что запрет на смартфоны в школах Бельгии, Испании и Соединенного Королевства улучшил результаты обучения». Или, например, когда приводят данные по Франции, где телефоны можно использовать на уроке исключительно в образовательных целях.

Расскажу, как это на практике – телефоны можно доставать с разрешения учителя, на переменах они не запрещены. В итоге все равно все шпилят в телефоны под партами. Есть школы, где телефоны запрещены в целом. При нарушении запрета телефон изымают и дальше вся неприятная процедура формата звонок родителям/вызов к директору.

На самом деле по факту, никто не мешает сейчас педагогам самостоятельно регулировать использование телефонов в классе и на переменах. Например, в России в школе у моего ребенка установлен запрет на мобильные телефоны. И не только на уроках, но и на переменах. В некоторых классах стоят специальные коробки для телефонов, в некоторых просто телефоны не должны появляться ни под партами, ни на партах, в противном случае тоже «звонок родителю».

Мой ребенок постоянно нарушал правило «не играть в телефон на переменах», в итоге у меня даже была беседа с его классной руководительницей. Очень лояльная беседа, в которой мне попеняли, что ребенок загружен и дома у него нет свободного времени поиграть в игры на телефоне. Я молчала, кивала головой и про себя думала, что они никогда не наигрываются.

Но, собственно, в качестве резюме, к чему все это было. Очень хочется, чтобы редакторы и журналисты, когда готовят свои материалы, читали первичные источники, а не полагались только на вырванные из контекста цитаты. И смотрели итоговые разъяснения, например, то, что докладе ясно сказано, что решения по технологиям в школе не должны быть однообразными и глобализированными, а принимать их нужно исходя из целей и особенностей образовательного процесса. Что речь не идет о запретах, а о рекомендациях, уникальных по каждой стране, о включении в процесс обучения разных технологических решений. И что в школе В школе «должны быть разрешены только технологии, которые играют четкую роль в поддержке обучения». И речь здесь, опять же, не только о мобильных телефонах.

Что касается спора о запрете на мобильные в школе. Меня лично не смущает практика запрета на телефон. Я понимаю проблему переключения внимания тридцати третьеклассников, которые все 15 минут на перемене смотрели ТикТок, играли в Роблокс и Майнкрафт, обратно на жи и ши с буквой и. Жи и ши очевидно не такие яркие и привлекательные.

Другое дело, что реализация запретов у нас в стране опять же глобально всегда приводит к тому, что просто добавляется еще один репрессивный инструмент, который только отталкивает от себя. Одна великая директрисса говорила, что нормальная ситуация с принятием норм в школе начинается с того, что мы вводим единые правила для всех и объясняем их, а также объясняем ситуации исключений. Нам до таких объяснений до луны.