Найти в Дзене

Икона поп-арта

Сегодня день рождения Энди Уорхола – американского художника, дизайнера, одного из самых известных художников направления «поп-арт».

Поп-арт – это течение в искусстве, получившее распространение в 1960-х годах. Его визитной карточкой стали «Тридцать две банки с супом Кэмпбелл» Э. Уорхола. Это был своеобразный манифест, призванный, с одной стороны, указать на то, что арт-объектом может стать любая, даже самая привычная вещь, а с другой, обратить внимание на культуру потребления, массового искусства и капитализма.

Поп-арт как направление в искусстве изначально появляется под впечатлением художников, которые называли себя «Независимой группой», от американских журналов. В то время они были переполнены комиксами, яркими фотографиями и, конечно, рекламой. Тогда и появилась идея, что массовое (или популярное – отсюда приставка «поп») может считаться искусством.

Но поп-арт не просто фиксирует состояние массовой культуры. Художники во главе с Э. Уорхолом постоянно рефлексировали о навязчивых идеях своей эпохи. Так, помимо банок супа, Э. Уорхол изображал и другие объекты, ставшие неотъемлемой частью повседневности. Например, кока-колу, знак доллара и даже Мерилин Монро и Ленина, желая подчеркнуть, что знаменитые личности тоже являются своего рода «объектами», которые массовая культура использует для извлечения прибыли.

-2

Работы Уорхола были насколько смелыми и производили такой сильный эффект, что А. Данто – американский философ и критик – рассуждая об инсталляции «Коробки Брилло» назвал его творчество «концом искусства». Этим он подчеркнул, что художник полностью изменил само представление о том, что можно считать художественным произведением.

-3

Кстати, те коробки с мылом, выставленные на экспозиции, были точными копиями коробок из супермаркета. Уорхол сам вырезал их из дерева и расписал.

Этот факт можно трактовать как постмодернистскую игру. Художник не просто использовал уже готовый объект, но, подобно своим предшественникам-классикам, сам его воссоздал , стараясь максимально приблизиться к эффекту правдоподобия.

-4