Найти тему

Традиция и технический прогресс: вековая борьба или возможный синтез?

Во многих умах закрепилось мнение, что технический прогресс уничтожает вековой жизненный уклад и разрушает традиционные ценности. Согласны ли Вы с таким утверждением?

Предлагаю рассмотреть вопрос с различных ракурсов.

Как понимают традицию различные политические силы.

С точки зрения настоящего ультралиберала, народная традиция – это набор бессмысленных табу и правил, якобы закрепощающих личность (у либералов, «индивид»), порождающих гендерное неравенство и экономически невыгодные противоречия между трудовыми мигрантами из консервативных стран Азии и населением «прогрессивного» Запада.

Морально устаревший элемент религиозной картины мира, который закономерно должен исчезнуть под натиском развивающейся науки, урбанизации, глобализации, новой семейной и гендерной политики.

А как же воспринимают традицию в противоборствующем лагере? Для консервативной идеи, традиция и методы ее сохранения – ключевой вопрос, т.к. многими консерваторами традиция воспринимается, как сформированный тысячелетиями тернистой истории, впитавший сильнейшее религиозное влияние, код выживания конкретных этносов/народов в определенных геополитических условиях. Определение традиции от российского политического философа, доктора политических наук, кандидата философских наук Александра Владимировича Щипкова: «Традиция – это не эпоха, не обряд, не привычка. Это культурно-нравственный договор поколений. Это метод передачи образа мысли, образа социального поведения. Традиция – это основной социальный капитал народа, который обеспечивает сохранность его исторической судьбы.» (из книги «Социал-Традиция»).

Консерватор (традиционалист) уверен в критической важности защиты традиционных ценностей, для обеспечения жизнеспособности и сохранения самобытности своего народа.

Убивают ли традицию современные достижения научно-технического прогресса?

Наиболее очевидный ответ: да, ослабление традиции в ультрасовременном информационном обществе прослеживается. Чем это объясняется? Предлагаю, в качестве одной из причин, выделить процесс урбанизации, запущенный промышленной революцией еще в конце XIX – начале XX века, когда крестьяне начали массово покидать родные деревни и переезжать в город, для работы на современных тогда фабриках. Крестьянин Иван Иванович из родного села переезжал в тесное городское жилье, и если раньше в деревне ему было полезно иметь большую традиционную семью с большим количеством детей, особенно мальчиков (помощники по хозяйству), то теперь, в условиях тесной квартиры (комнаты, барака), необходимость в большом семействе стала не такой очевидной. Также, с переездом в город, происходил отрыв человека от крестьянской общины (отрыв от корней), утрачивались устойчивые связи с сельскими родственниками, со стариками (носителями традиции), и дети такого переехавшего в город крестьянина уже не знали старинных деревенских песен, обрядов, танцев, сказок, утрачивался большой пласт традиционной культуры, имеющей как христианские, так и более древние, еле-уловимые языческие мотивы и смыслы.

На старинной фотографии крестьянская семья начала XX века (посчитайте количество детей).
На старинной фотографии крестьянская семья начала XX века (посчитайте количество детей).

На этом фоне происходило постепенное разрушение векового патриархального уклада семьи: в условиях утраты традиции и нарушения преемственности в ее передаче, в России стал распространенным эгоистический и безответственный тип семейных отношений не патриархальный и не матриархальный, когда отец семейства желает доминировать, но функцию защитника семьи не выполняет, не хочет брать на себя ответственность за принимаемые семейные решения, пьет, морально разлагается и изменяет своей супруге, потребительски к ней относится. В свою очередь, супруга мужа не уважает, жалуется на то, что мол «перевелись настоящие мужики в земле русской» и тащит на своем горбу быт, воспитание детей и все ключевые семейные вопросы; дети же в такой семье не получают достаточное внимание от родителей, не видят пример настоящего мужского поведения и, предоставленные самим себе, берут уроки нравственности в заплеванной дворовой среде. В условиях кризиса семейных ценностей, видим к началу XXI века в России повальное увеличение числа разводов и падение рождаемости среди славянского населения. Также, видим популяризацию в молодежной среде гражданских браков, «свободных отношений» и идеи «чайлдфри».

Вторая, более значимая причина ослабления традиции в условиях индустриального и информационного общества, заключается в распространении атеистической, секулярной картины мира, когда научное знание противопоставляется религиозности. Этот процесс также длится не одно столетие и уходит корнями в Эпоху Возрождения и Новое Время. В конце XIX столетия Ф.Ницше (философ, ожесточенный враг христианства) вставил в свой труд «Весёлая наука» фразу «Бог умер…», и тем самым обозначил, что Бог и религия больше не занимают центральное положение в общественном сознании (есть основания утверждать, что Ницше поторопился с окончательными выводами). Так или иначе, ослабление религиозности населения мира за последние 2 столетия, думаю, ни у кого не вызовет сомнения. Если наука и техника способны развиваться такими стремительными темпами, как в XX – XXI веках, значит научный метод познания единственно верный и истинный, научное знание всесильно; руководствуясь подобными аргументами, некоторые представители нашего общества к религии относятся скептически и атеистически. Также, существует широкий слой населения, который не соблюдает религиозные Таинства и редко появляется в церкви, несмотря на наличие крестов на шее. Таинства Православной Церкви, посты, христианские праздники в ходе нашей истории, стали неотъемлемой и базисной частью русской традиции, русской жизни. Конечно, каждый имеет право на свободу вероисповедания и имеет право веровать так, как считает нужным, но необходимо учитывать, что без изучения и понимания основ Православия, невозможно даже поверхностно понять сущность и логику русской традиции.

Крестный Ход в современной России
Крестный Ход в современной России

В качестве третьего ключевого фактора, наносящего ущерб традиционным ценностям различных народов мира в условиях модерна и постмодерна, я бы выделил кампании по прямой дискредитации и борьбе как с мировыми религиями, так и с традиционной формой семьи. В качестве явного примера, оказавшего ощутимое влияние, например, на постсоветское пространство, можно привести богоборчество и воинствующий атеизм коммунистов в XX веке. В качестве другого возмутительного примера, я бы привел современные организованные акции, по нанесению ущерба авторитету христианской церкви: формирование негативного образа священника в западной массовой культуре, провокационные акции в христианских храмах (например, «выступление» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в 2012 году) и прочие примеры. Особое внимание стоит уделить современной гендерной (точнее трансгендерной) политике в странах Запада и легализации однополых браков. Понятно, что данные меры не могут способствовать повышению рождаемости коренного европейского населения, которое и так не может похвастаться высокой рождаемостью, не понятно – для чего и в чьих интересах лоббируется и внедряется такая политика по разложению семьи и созданию населения неопределенного пола. До конца не ясно, для чего в этом направлении работают западные интеллектуальные центры, для чего они программируют собственное вымирание и вкладывают в это существенные средства? Кто от этого выигрывает?

И в данной идеологической борьбе против традиции, ключевым оружием как раз являются современные достижения научного прогресса, интернет-технологии: все мы работаем и отдыхаем за компьютером и смартфоном, все мы зарегистрированы в социальных сетях, социальные сети в большинстве своем контролируются как раз не консервативными, а глобалистскими силами, и мы, просматривая объемный контент информационного мусора, впитываем как явную, так и мастерски замаскированную пропаганду толерантности, супружеской неверности, радикального феминизма, разводов с дележкой имущества, и прочие вещи, вплоть до положительного отношения к однополым бракам и операциям по смене пола. На мой взгляд, в соцсетях, на данном информационном поприще, патриот-консерватор пока уверенно проигрывает! По многим причинам: отсутствие окончательной и конкретно сформулированной идеологии, немногочисленное количество ярких, харизматичных блогеров-патриотов, способных зажечь народ, отсутствие выразительных лозунгов, четких формулировок, отставание в освоении современных технологий информационной борьбы. В этом направлении патриоту-консерватору предстоит еще долгая и творческая работа.

Возможно ли встраивание традиции в современное общество, и ее дальнейшее гармоничное существование в условиях постоянного развития технологий?

Технический прогресс сопровождает человека всю историю: человек Эпохи бронзы объективно обладал более совершенными технологиями, чем человек Каменного века, а на средневековых рынках нередко продавались товары из более совершенных и сложных в изготовлении материалов, чем в эпоху Античности. Можно ли оспорить существование научного-технического прогресса либо остановить его развитие? Думаю, нет.

В глубокой древности, умение добыть огонь стало одним из революционных технологических достижений человечества; предлагаю сравнивать современные для нас достижения науки с огнем. Если с ним неверно обращаться, можно сжечь весь дом, либо медленно отравить себя едким дымом; с другой стороны, при правильном обращении, огонь может накормить, обогреть и поразит Вас великолепием своего пламени. Предлагаю так же относиться к научно-техническим достижениям, и использовать их не для разрушения личности, традиции, уничтожения экологии; но, наоборот, для раскрытия творческих способностей личности, восстановления и сохранения традиции в новых технических условиях, для восстановления поврежденной экологии и справедливого обеспечения ресурсами и материальными благами всех многочисленных народов, населяющих многополярный мир.

Сохранение семьи в традиционном понимании в условиях современного мира.

Уверен, что это реально и необходимо. Если исключить лево-либеральную пропаганду, что остается: у него тот же тестостерон (большая физическая сила, чаще всего выше агрессивность, склонность к риску, предрасположенность к масштабному, пространственному мышлению), у нее тот же эстроген (большая эмпатия, способность к сопереживанию, большая осторожность, практичность, внимание к мелочам). Различия в методах мышления мужчины и женщины являются научно доказанным фактом, и упоминаются в работах целого ряда исследователей. Напрашивается вывод: если людьми управляют те же гормональные и психологические процессы, что и 2000 лет назад, значит ничто не мешает людям вернуться к естественным, заложенным природой, моделям поведения и социальным ролям. От разумного, ответственного патриархата, даже в современных условиях, оба пола только выигрывают: за мужчиной могло бы оставаться последнее слово по ключевым вопросам, защита семьи в нестандартных ситуациях, тяжелая физическая работа, а за женщиной качественное управление домашним хозяйством, тонкая психологическая и эстетическая сторона отношений. При условии возрождения семейных традиций, ответственности и взаимной поддержки, а также юридического равенства мужчины и женщины, отсутствия домашнего насилия, такой традиционный союз никак не противоречил бы концепции «прав человека» и не помешал бы обоим супругам раскрыться, как личностям.

Традиционная семья в XXI веке.
Традиционная семья в XXI веке.

Могут ли дополнять друг друга наука и религия?

Также уверен, что да. Наука не так часто противоречит религии, как может казаться на первый взгляд. Существуют вопросы, на которые современная наука сейчас не может дать ответ. Склоняюсь к мнению, что на некоторые вопросы, такие как сотворение Вселенной, существование Бога (как высшего разума и творца мира), происхождение физических законов, смысл человеческой жизни, наука не сможет точно ответить никогда, по причине ограниченности (при всей его эффективности) научного метода познания. Там, где наука и философия бессильны, на помощь алчущим истины людям может прийти религия и ответить на сложнейшие вопросы; по этой причине склонен полагать, что интерес человечества к религии никогда не исчезнет.

Добавлю, что развитие интернет-технологий и СМИ открывает новые широкие возможности, для религиозной проповеди во всех странах мира и по всем континентам; любой религиозный текст (аудио, видео) можно сравнительно быстро перевести на необходимый язык и отправить в любой уголок планеты. Также, информационные технологии открывают для личности широчайший доступ к информации; человек, интересующийся традициями своего этноса, может в пару щелчков мыши найти и ознакомиться с новейшими культурологическими, этнографическими исследованиями, ознакомиться с эпосом, музыкой, особенностями декоративно-прикладного искусства своего народа. То есть, развитые информационные технологии могут стать одним из инструментов реставрации и сохранения традиции.

Может ли уживаться традиционная культура и образ жизни человека XXI века?

Почему бы и нет. В качестве примера, хотел бы привести исламские страны Ближнего Востока, такие как например ОАЭ, Саудовская Аравия, где распространение высоких технологий на данный момент существенно не препятствует сохранению традиционной исламской культуры, существованию самобытных органов управления. В качестве другого примера хотел бы привести Индию, где в определенных местах вполне возможно встретить жреца древнего культа, в колоритном, имеющем обрядовое значение, костюме, но с современным смартфоном или планшетом наперевес.

Брамины в Индии осваивают современную технику. Взято с ресурса "Спутник Туриста": https://trip-for-the-soul.ru/foto/braminy-kto-eto-v-indii.html
Брамины в Индии осваивают современную технику. Взято с ресурса "Спутник Туриста": https://trip-for-the-soul.ru/foto/braminy-kto-eto-v-indii.html

Взгляд в будущее.

Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что при развитии технологий в сфере энергетики, инфраструктуры, сельского хозяйства, возможно приблизиться к решению многих проблем, связанных с нехваткой ресурсов, голодом и отсутствием минимального бытового комфорта в беднейших странах. Научно-технический прогресс поспособствовал существенному ухудшению экологической обстановки в мире; теперь же, помочь в стабилизации и восстановлении экологии опять же могут только научные технологии (развитие переработки и утилизации мусора, сокращение выбросов в атмосферу и т.д.). В данных случаях, не вижу противоречий между технологией и традицией.

В определенных научных (и ненаучных) кругах существует особый интерес к генной инженерии, а также к развитию технологий, связанных с возможным редактированием генома человека. В головах некоторых мечтателей и технократов, наверняка рисуются картины общества будущего, в котором Землю населяют «идеальные» люди, без физических изъянов, обладающие определенными, искусственно заложенными генетически качествами и свойствами, для выполнения конкретных профессиональных задач (идеи трансгуманизма). Этическая сторона данного вопроса очень спорная и дискуссионная. Думаю, настоящий традиционалист выступит резко против преобразования человека во что-то другое или в «наполовину машину», поскольку это откровенно противоречит традиционной, религиозной этике.

Другой, заслуживающий внимания, вопрос – робототехника и развитие искусственного интеллекта. Если развитие данных технологий позволит нам создавать совершенные машины, для выполнения конкретных задач и за счет этого отказаться от генного преобразования человека, тогда робототехника может быть благом, для сохранения естественной человеческой природы в далеком будущем. В случае создания искусственного интеллекта, приближающегося по своим характеристикам к нашему и даже обладающего определенными моральными качествами, возможно, возникнет вопрос о присвоении ему определенного статуса в нашем человеческом обществе (данный вопрос – обширное поле для споров и дискуссий). Однако, мы еще очень далеки от таких технологий, и пока невозможно создание чего-то близкого по характеристикам к человеческому мозгу. Также, существует вопрос безопасности бесконтрольного развития искусственного интеллекта и нейронных сетей, существует ли от них угроза человечеству и требуются ли какие-то ограничения в данной сфере? Достаточно яркий и резонансный случай, касающийся данной темы, произошел летом 2023 года на военном полигоне в США, когда боевой дрон, управляемый ИИ, и получавший баллы за успешно выполненные задания, решил уничтожить своего оператора-человека и атаковал вышку связи (поскольку окончательное решение о нанесении удара принимал человек и тем самым сдерживал «желание» дрона зарабатывать баллы). Согласитесь, довольно любопытный и показательный случай…

Танец ультрасовременных роботов от компании Boston Dynamics (2020 год).
Танец ультрасовременных роботов от компании Boston Dynamics (2020 год).

Что касается перспектив освоения космоса, здесь не вижу прямого вреда традиции. Если развитие технологий освоения космоса не будет подразумевать генетическую «корректировку» человека и изменение его природы, тогда ничто не мешает государствам, защищающим традиционные ценности, покорять космические просторы и другие планеты (можно провести аналогию с освоением новых земель и континентов в эпоху Великих географических открытий). Более того, освоение космоса могло бы в будущем стать амбициозной, энергоёмкой и «наглой» целью, общей, для различных стран многополярного мира и сдерживающей от ядерных конфликтов. Международные, объединяющие усилия различных стран проекты, возможно, помогут сохранить мир и сохраниться нам самим, вместе с нашей культурой и традицией.

В качестве заключения, хотел бы предложить любому консерватору (традиционалисту) не желать смерти современному технократическому миру, но задуматься над способами встраивания традиции в жизнь человека постмодерна и использования новых технологий, как интересного, перспективного инструмента. Стремительный прогресс науки и техники – объективная реальность, которую невозможно отменить или развернуть вспять, предлагаю грамотно направить и умело управлять этой сильнейшей стихией.