Творческие династии - явление частое. Петр Федорович Соколов - один из самых востребованных портретистов своего времени, яркий персонаж Пушкинской эпохи, академик Академии художеств, а еще отец сразу еще трех академиков.
Примечательно, что художником Петр Федорович стал во многом случайно. Будущий живописец родился в 1787 году в богатой московской семье. На беду отец его оказался заядлым картежником и спустил в карты все имущество, включая дом, и умер, когда сыну был всего год. Мать воспитывала его одна, и денег катастрофически не хватало. В 1800 году привезла сына в столицу, надеясь отправить его за казенный счет в какое-нибудь учебное заведение. Благодаря ходатайству действительного тайного советника Алексея Пещурова его определили в Воспитательное училище при Академии художеств, после которого он поступил в саму Академию. В училище брали детей 8-9 лет, поэтому возраст Соколова занизили, изменив год рождения на 1791. Обстановка была самая спартанская. После училища художник продолжил учебу в Академии.
Соколов был не раз отмечен наградами, но большую золотую медаль выиграть так и не смог, хотя боролся за нее дважды. Первое время после выпуска художник страдал от безденежья. Он начал подрабатывать частными уроками, и друг семьи Пещуров помог ему завести полезные знакомства. Хотя Соколов изначально планировал заниматься исторической живописью, он скора сменил профиль. Писал Соколов в основном небольшие портретики, а также свадебные портреты, что было куда выгоднее. Художник был человеком обаятельным, поэтому стал вхож в дома многих благородных семейств.
П. Ф. Соколов учился вместе Александром и Карлом Брюлловыми, позже женился на их младшей сестре Юлии. Карл Брюллов Соколова не любил и считал, что тот женился по расчету, однако брак был счастливым. Как вспоминала внучка А. А. Исакова, «женился он уже в зрелых летах, когда ей едва минуло шестнадцать лет, но это отнюдь не мешало их единению. Живая, кокетливая, почти ребенок, она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы. К тому же и род живописи его - изящный, картинный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, - естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов». Художник ласково называл жену Жюли. В семье родилось трое сыновей, и все трое стали известными художниками своего времени и академиками, но о них стоит сделать отдельные посты. Когда П. Ф. Соколов был погружен в работу, воспитанием сыновей занимался друг семьи художник А.А. Васильевский.
Соколов написал сразу три прижизненных портретов А. С. Пушкина. Поэт подарил их фрейлине императорского дворца Александре Смирновой, князю Петру Мещерскому и поэту Константину Батюшкову.
Соколов-старший писал портреты и членов императорской семьи. Но с самим императором он, как позже рассказывал сын художника Павел, художник поладить не смог. Предположительно, конфликт возник из-за неосторожного замечания, а император был вспыльчивым человеком. «…Комната, предназначенная для работы ему почему-то не понравилась; он повелел отцу перенестись в смежную и сел, прежде чем отец успел подготовиться, на первый попавшийся стул при таком невозможном освещении, что художник, собравшись с духом, решился в крайне осторожных выражениях сделать замечание». Соколов только набросал карандашный контур, как император прервал сеанс и «кистью провел черту под носом нарисованного контура» со словами: «Возьми это себе на память».
П. Ф. Соколов первым был удостоен звания академика живописи за акварельные портреты. В 1842 году художник с женой отправился на лечение за границу, осел на год в Париже, где писал портреты многих пребывавших там россиян. В 1843 году чета Соколовых вернулась в Петербург. В 1846 году художник переехал в Москву. В 1848 году он гостил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова, где внезапно умер от холеры, которая свирепствовала в то время.
Некоторые работы автора
#история #картина #живопись #искусство #художник