Найти в Дзене
История искусств

Джованна Гарцони. Итальянская художница 17 века

Итальянка Джованна Гарцони относится к числу немногих женщин, которые в 17 столетии заработали значительный капитал благодаря своему художественному таланту. Особенно ценились ее натюрморты. Сохранилось несколько прекрасных изображений цветов ее авторства - тюльпаны, искусно расположенные в вазе. Однако больше всего она любила рисовать фрукты и овощи. Для ее времени это было весьма необычно и вызвало огромный фурор. Публика ожидала, что в натюрмортах будут фигурировать особенно прекрасные, изысканные вещи, великолепные букеты, драгоценная утварь, чаши и бокалы. Вместо этого Джованна Гарцони выбирала обыкновенные, повседневные вещи. Как и любая домохозяйка во Флоренции, она ходила на рынок за продуктами - которые затем использовала для своих акварелей.

Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло
Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло

Современники были поражены ее картинами, на которых были сервированы аппетитные трапезы. Оправившись от первого шока, публика начала с энтузиазмом покупать эти работы, и в первых рядах - великий герцог Тосканский из дома Медичи, с давних пор известного своими коллекционерами и меценатами. Один из современников писал, что великий герцог приобрел множество картин художницы, "и притом за любую означенную ею самой цену".

Две особенности присущи ее работам: естественность и натуралистичность. В простой кухонной миске из сероватого фаянса лежит гора толстых стручков, некоторые из них свешиваются с бортиков миски, как будто бы это получилось само собой - композиция выглядит абсолютно естественно, а все детали выписаны с большой тщательностью.

Любимая техника Джованны Гарцони: акварель по пергаменту, с предварительным карандашным рисунком. // Джованна Гарцони, "Миска с горохом". Ок. 1640. Размер оригинала 25*34 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)
Любимая техника Джованны Гарцони: акварель по пергаменту, с предварительным карандашным рисунком. // Джованна Гарцони, "Миска с горохом". Ок. 1640. Размер оригинала 25*34 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)

Поразительно, как благодаря наложению тончайших параллельных штрихов передана рифленая текстура бобовых стручков, пластически проработаны мельчайшие неровности. В основе картины - точный и четкий карандашный рисунок, впоследствии заполненный красками. На заднем плане можно увидеть несколько незакрашенных контуров, которые дают представление об аккуратности и отточенности рисунка. Единственный цветовой контраст в этой композиции из серого, зеленого и желтого - это розовая гвоздика, будто бы "случайно" оказавшаяся вблизи миски с горохом.

Здесь тоже хорошо видно, как с помощью штриховки передана текстура кожуры, а неровности делают фрукты почти осязаемыми. // Джованна Гарцони, "Инжир". Между 1640 и 1662. Размер оригинала 25*34 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)
Здесь тоже хорошо видно, как с помощью штриховки передана текстура кожуры, а неровности делают фрукты почти осязаемыми. // Джованна Гарцони, "Инжир". Между 1640 и 1662. Размер оригинала 25*34 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)

Новые исследования выявили интересные факты об обстоятельствах жизни художницы и ее творческом пути. Джованна Гарцони родилась в 1600 году в А́сколи-Пиче́но. Этот город расположен между Апеннинами и Адриатическим морем и сегодня является провинциальным городком с населением чуть менее 50 000 человек, но с большим количеством воспоминаний о временах Античности и Средневековья, а в 17 веке считался захолустьем, далеким от крупных культурных центров. О семействе Гарцони известно мало - кроме того, что Джованна уже в шестнадцать лет написала картину с изображением Святого семейства. Рисованию она научилась во Флоренции, у одного художника. Вскоре на юную художницу обратил внимание великий герцог. По крайней мере, он обеспечил ей длительную "учебную поездку", как сказали бы сегодня. В то время многие молодые художники отправлялись в путешествие, чтобы продолжить свое образование, а также, что не менее важно, завести знакомства с заказчиками, покупателями и коллекционерами.

Джованна Гарцони, "Собака с печеньем". Ок. 1648. Размер оригинала 28*40 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)
Джованна Гарцони, "Собака с печеньем". Ок. 1648. Размер оригинала 28*40 см. Хранится во Флоренции (Палаццо Питти)

Первой остановкой в ее путешествии становится Венеция, куда она прибывает в 1625 году. После этого художница на год останавливается в Риме, где работает над заказами римского префекта и его жены. В Неаполе - завязывает знакомство с вице-королем и другими меценатами. Однако, судя по письму римскому другу, Неаполь ей не слишком понравился: "Мое самое большое желание - жить и умереть в Риме". К моменту возвращения Джованны Гарцони во Флоренцию ее уже знает и ценит вся Италия. Римская художественная академия (Академия Святого Луки) объявила ее иностранным членом академии - необычайная честь для женщины. К 1654 году она заработала так много денег, что смогла выполнить свое желание и поселиться в Риме.

Автопортрет Джованны Гарцони из ее альбома ботанических иллюстраций "Piante varie" ("Различные растения"). Альбом содержит 50 акварелей и появился в 1650 году. Судя по клейму в правом нижнем углу фронтисписа принадлежал семейству Строцци.
Автопортрет Джованны Гарцони из ее альбома ботанических иллюстраций "Piante varie" ("Различные растения"). Альбом содержит 50 акварелей и появился в 1650 году. Судя по клейму в правом нижнем углу фронтисписа принадлежал семейству Строцци.

В 1670 году Джованна Гарцони умерла в Риме - без семьи, без детей. Все свое состояние она завещала Академии Святого Луки, с тем условием, что ей установят памятник в церкви Святых Луки и Мартины (что у Римского Форума). Это пожелание было выполнено, хотя и с запозданием. Памятник был торжественно открыт в 1698 году.

Джованна Гарцони, "Китайская ваза с цветами, инжиром и бобовым стручком". Между 1625 и 1650. Размер оригинала 51*37 см. Хранится во Флоренции (Галерея Уффици).
Джованна Гарцони, "Китайская ваза с цветами, инжиром и бобовым стручком". Между 1625 и 1650. Размер оригинала 51*37 см. Хранится во Флоренции (Галерея Уффици).

---

Мой перевод статьи из книги Готтфрида Зелло «Художницы четырех столетий» (Malerinnen aus vier Jahrhunderten, Gottfried Sello).

Подписывайтесь также на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!