15 июня 1448 года в семье небогатых православных крестьян-вепсов Стефана и Вассы родился мальчик. Назвали его Амос в честь ветхозаветного пророка.
Когда ребенок подрос его отправили в церковно-приходскую школу, учиться грамоте. Науки давались Амосу тяжело, только «Закон Божий» вызывал живой интерес.
Вопреки воле родителей 19-летний юноша отправился в Валаамский монастырь. Через 10 лет послушничества принял постриг с именем Александр.
В 1484 году валаамский монах с благословения игумена ушел на Рощинское (Святое) озеро.
Срубил деревянную келью и первые 7 лет прожил в одиночестве, питаясь дарами природы. Жизнь аскета негативно сказалась на здоровье Александра, но вера в Господа и молитва помогали пережить трудности, искушения, болезни.
Однажды отшельнику повстречался боярин Андрей Завалишин, который охотился в здешнем лесу. Завязалась беседа… Разговор потряс Завалишина. Вернувшись домой, он рассказал всем знакомым о смиренном подвижнике с берегов Свири. К скиту потянулись желающие посвятить себя монашеству.
Началось строительство обители со строгим скромным укладом.
Место возведения деревянной церкви Пресвятой Троицы выбрали неслучайно. Согласно легенде, здесь Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух (в образе ангелов) напутствовали Свирского.
Храм положил начало комплексу Троицкого монастыря; в первозданном виде не сохранился. На фундаменте возведена часовня, в ней можно набрать песка с лечебными свойствами.
В 1508 году после долгих уговоров братии Александр согласился принять сан игумена.
Высокое назначение не изменило образ жизни праведника. Он по-прежнему выполнял самую тяжелую работу, постоянно постился, спал на голом полу, часто уединялся в Отходной пустыньки.
Слава о монастыре и его настоятеле, врачевателе тел и душ распространилась по Руси. Значительно увеличилось не только число послушников, но и дарителей.
Если первым преподобный не отказывал, то ко вторым относился разборчиво. Говорили — он безошибочно отличал «праведную» руку жертвователя от «смердящей».
Видимо истинно верующих спонсоров было больше, доходы обители неуклонно росли.
Каменное строительство началось в 1533 году еще при жизни Свирского. Руководил работами знаменитый зодчий Игнатий, приглашенный из Великого Новгорода.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с большой трапезной и звонницей (1533-1536 гг.) — самое древнее аутентичное здание в архитектурном ансамбле Троицкого монастыря.
Святая Дева лично явилась Александру Свирскому, чтобы указать местоположение храма в честь себя.
Таким образом, на территории обители произошло 2 чудесных пришествия — Троицы и Богоматери.
Русский православный святой, почитаемый в лике преподобных, скончался 30 августа 1533 года при невыясненных обстоятельствах.
По преданию, перед смертью он попросил учеников связать свое тело по ногам, бросить в болото, прикрыть мхом, притоптать ногами.
Иноки ослушались. Старца похоронили.
В многочисленных жизнеописаниях Александра Свирского говорится о чудесах, прославивших его при жизни и после смерти. В частности, упомянуто о духовной роли во взятии Казани войском Ивана Грозного. Царь считал преподобного «великим чудотворцем».
При финансовом участии Иоанна Васильевича, Федора Иоанновича, бояр Годуновых, Василия Шуйского в 600-х метрах от Троицкой обители, на месте Отходной пустыньки, начали рубить постройки второго подворья — Преображенского.
Масштабному строительству помешали события Смутного времени. Польские и шведские солдаты разграбили Присвирье.
Восстановление началось в середине XVII века.
Сначала отстроили в камне Собор Преображения Господня (1641-1644 гг.) и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы (1648 г.).
Здания соединены в единый комплекс.
На восточном фасаде самого атмосферного храма Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря сохранились 3 старинные фрески.
Внутренняя роспись выполнена в 1903-1904 годах.
Здесь хранятся фрагменты яслей младенца Иисуса, хитона Иосифа Обручника, Креста Господня и ковчеги с частицами мощей святых.
Одно из главных чудес монастыря — мироточащая освященная копия Туринской плащаницы.
Преподобный Александр Свирский покоится в серебряной раке в специальном пределе храма.
Нетленное тело обнаружили случайно, во время пристройки к Преображенскому собору церкви Захарии и Елизаветы.
Через 110 лет после погребения старец лежал в склепе совсем как живой; казалось, он просто уснул...
Таким же увидели его красноармейцы в 1918 году. Мощи вместе с прочим имуществом монастыря вывезли в Петроград. Многих монахов расстреляли, остальных изгнали.
Свято-Троицкий монастырь постигла участь других обителей севера. В намоленных стенах заработал печально известный концлагерь «Свирлаг».
Глава кафедры анатомии Военно-Медицинской академии, генерал-лейтинант медицинской службы, профессор Владимир Николаевич Тонков после первичного осмотра мощей вынес вердикт: «Престарелый мужчина. На вид – лет восемьдесят. Судя по всему, смерть наступила… два или три дня назад. Следов насилия не наблюдаю. Скорее всего, этот человек умер по естественным причинам»./https://radiovera.ru/
Узнав, что перед ним останки Александра Свирского, скончавшегося в 1533 году, ученый решил сохранить святого для будущих поколений. Было сделано все, чтобы власти о мощах забыли. После смерти Тонкова следы преподобного затерялись.
В 1997 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир распорядился начать поиски. Архивные документы и собранные сведения привели исследователей в Анатомический театр Военно-Медицинского музея. Произошло второе обретение чудотворной реликвии.
К этому времени в монастыре закончились реставрационные работы.
Новым насельниками, пришедшим в обитель, пришлось нелегко.
Во-первых, несмотря на ремонт большинство построек по-прежнему оставались заброшенными; во-вторых — после пережитых гонений на веру монастырь нуждался в духовном оздоровлении.
Возвращение мощей отца-основателя Александра Свирского пришлось как нельзя кстати.
Несколько раз в году нетленное тело Крестным ходом переносят из Собора Преображения Господня в Троицкий собор.
Совершенно случайно мы приехали в монастырь именно в такой знаменательный день.
В главном храме Свято-Троицкого монастыря было настоящее столпотворение.
Признаюсь, смотреть на мощи я не пошла. Решила, что мне убежденной атеистке не стоит мешать женщинам детородного возраста, реально нуждающимся в помощи святого. По слухам — прикосновение к раке, вера и искренняя молитва лучшие средства от бесплодия. У преподобного Свирского также просят здоровья для детей.
Обитель полностью восстановлена, налажена монашеская жизнь, совершаются богослужения.
В нескольких келейных корпусах Троицкого монастыря проживают душевнобольные, уход за ними одно из послушаний братии.
Хорошая атмосфера; прекрасная природа; удобная логистика — 200 км по трассе «Кола» (Санкт-Петербург – Мурманск), 20 км после забавного моста через Свирь.
Рядом есть железнодорожная платформа, видимо останавливается «Ласточка», идущая на Петрозаводск.
Может быть святые действительно нас слышат?
Спасибо за внимание.