Этот фильм Карена Шахназарова сразу запланировала к просмотру — мэтр в последние годы снимает не так часто, да и тема показалась неординарной. В этом фильме, который заявлялся как остросюжетный детектив, было решено соединить очерки Гиляровского о знаменитой Хитровке — самом опасном злачном месте дореволюционной Москвы с детективной повестью Конан Дойля.
Это даже близко не байопик, но поскольку один из главных героев — писатель Владимир Гиляровский, рассмотрим фильм в рамках нашей постоянной рубрики.
По моим ожиданиям, должен был получиться остросюжетный авантюрно-исторический детектив, поскольку замес очень густой. Но мне не хватило режиссерской иронии в отношении происходящего, да и страшно особо не было. Где-то мешали штампы и предсказуемость, где-то действие еле ползло, а где-то заведомо смешные вещи нам преподносили на серьезных щах, что выглядело искусственно и нелепо. Гиляровский, который в карман за острым словом не лез, разнес бы свой образ в пух и прах.
Сюжет задумывался классный: молодой Станиславский (Константин Крюков) ставит пьесу Горького «На дне» и играет в ней роль Сатина. И этот образ ему ну никак не дается — ключевые слова «Человек — это звучит гордо» получаются фальшивыми. Нет правды жизни.
Немирович-Данченко (Александр Олешко) знакомит своего партнера по созданию нового театра с криминальным репортером Гиляровским (Михаил Пореченков), который настолько свой в определенных кругах, что водит экскурсии по Хитровке, ее трактирам и притонам.
Экранный Гиляровский с первых же минут эпатирует реформаторов отечественного театра — он предстает этаким медведистым мужиком, и в пафосном ресторане, где назначена встреча и где рафинированные театралы заказывают консомэ, он требует кислых щей и водочки.
Гиляровский и в жизни любил эпатировать — например, любил щеголять в бекеше и папахе, носил казацкие усы. Здесь он тоже верен себе.
За правдой жизни Гиляровский ведет Станиславского в трущобы, в самое чрево Хитровского рынка, в ночлежки, куда, по его словам, и полиция «носа не кажет». Здесь все чересчур, обитатели очень колоритные и шумные, а сам Гиляровский вкратце пересказывает свои же очерки, пугая впечатлительного режиссера.
Одна из обитательниц Хитровки — содержанка одного из воров Княжна (Анфиса Черных). Долго вспоминала, где я раньше видела эту актрису. Оказалось, она играла школьницу Машу Большакову, в которую был влюблен герой Хабенского в фильме «Географ глобус пропил». В «Хитровке. Знаке четырех» у нее неоднозначная, но очень яркая роль.
Завязкой детективного сюжета становится визит к одному из знакомцев Гиляя — индийскому радже, жителю Хитровки. Его визитеры обнаруживают убитым, и начинается расследование по поводу похищенного сокровища.
Образ «дяди Гиляя» большого противоречия не вызвал — герой Пореченкова наметанным глазом сразу видел, где опасность и махал кулаками очень убедительно, чем не раз спас жизнь своему напарнику. Гиляровский и в жизни обладал недюжинной физической силой.
Единственное, что в его образе вызвало противоречие — что он на театр смотрел как на диковинку. На самом деле некиношный Гиляровский несколько лет играл в театральных труппах в провинции и хорошо знал театральную среду изнутри.
В Станиславском же просыпается дремавшая ранее дедукция, и они вдвоем вполне тянут на пару «Холмс — Ватсон». В соответствии с задумкой Конан Дойля, они соперничают с полицией, которую представляет суетливый и незадачливый Рудников (Евгений Стычкин), который больше создает видимость деятельности, чем действует.
Станиславский и Гиляровский — сыщики? Уже смешно. К тому же тот, кого они ищут среди бродяг, девиц легкового поведения и прочего криминального сброда — карликовый дикарь с Андаманских островов. Это еще смешнее, разве нет? Но ожидаемого веселья как-то не случилось, а жаль, замах был хороший. Актеры очень старались, но не спасли.
Из писателей в фильме мы видим в одном эпизоде Чехова (Иван Колесников), рассказывающего о замысле «Вишнёвого сада», а в финале — еще и Максима Горького. Правда, без слов — он выходит на поклон вместе с артистами после премьеры «На дне». Сатин все же сказал свою реплику, взорвав зал. Ведь ради верной интонации на сцене это все и затевалось.
Кстати, в фильме никак не обыгрывается «знак четырех», видимо, в названии он — всего лишь как указание, что использован сюжет Конан Дойля.
Смотрели/будете смотреть?
Или дружно идем читать книги Гиляровского "Мои скитания" и "Трущобные люди"?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
О фильме подобного жанра, но более удачном, я писала здесь:
Также читайте на канале: