Сегодня открываю новую рубрику — «Писатели в кино». Начать ее хочется с фильма Алексея Учителя, рассказывающего о непростой личной жизни Ивана Бунина.
Смотрела этот фильм в 2000-м году, когда он вышел, и тогда он воспринимался, как сенсация — пикантные подробности об авторе «Темных аллей» и «Антоновских яблок», да и в целом о жизни творческой элиты в эмиграции нам только начинали открываться.
Спустя 20 с лишним лет посмотрела еще раз, и поняла, что фильм укладывается в жанр ретро-драмы с хорошей игрой актеров, невероятными пейзажами Прованса, где жил в эмиграции Бунин, отлично подобранными костюмами и гримом. Прованс, кстати, снимали в Крыму.
Главная героиня — жена Бунина Вера Муромцева, но она постоянно прячется в тени великого мужа. Галина Тюнина играет суетливую женщину, готовую угождать и терпеть все капризы супруга — Вера умна и прекрасно понимает силу таланта Бунина и служит этому таланту. Но насколько непросто ей жить рядом с гением!
Вера начала вести дневник, чтобы не сойти с ума. А свихнуться было от чего — немолодой Бунин заявил, что его новая пассия — юная поэтесса Галя (в жизни Кузнецова, но в фильме она носит фамилию Плотникова) будет жить с ними в доме.
Героиня Ольги Будиной — эмоциональная и трепетная, эгоистичная и своевольная девица, она чувствует себя в семье Буниных любимым избалованным ребенком. Вскоре в доме появляется еще один инфантильный персонаж — начинающий писатель Леня Гуров (Евгений Миронов), этого приживала в панамке Бунин делает своим секретарем.
Леня любит Веру, Вера любит Бунина, Бунин любит Галю, а Галя… Галя влюбляется в Маргу — оперную певицу, под присмотром которой заболевшую девушку однажды оставили Бунины в Берлине. Так в «семье» появляется еще и Марга.
Все они живут под одной крышей, все друг друга подозревают в неверности и ревнуют, постоянно устраивают сцены. Настоящий сумасшедший дом.
Дом, который «построил» и содержит за свой счет писатель Бунин.
Действие фильма начинается в 1933 году, когда 63-летний Бунин стал Нобелевским лауреатом. Каким мы его видим? Раздраженным, желчным, капризным, ностальгирующим по утраченной России. По той, которую он знал, и которой больше никогда не будет.
Роль Бунина считается одной из актерских удач Андрея Смирнова, в его исполнении Бунин — нервный интеллектуал и стареющий мужчина-брутал. Кто-то писал о Бунине, что в нем «дворянское уживалось с простонародным», и вот это качество Смирнову хорошо удалось передать, в его герое видны и былая военная выправка, и эстетство, и в то же время — мужицкая прямота.
«В любви столько звериного, грубого, темного. И никто не написал об этом как следует», — сетует Бунин
Его жизнь — сплошные контрасты.
Иван Алексеевич счастлив, получая Нобелевскую премию (несмотря на пересуды, что явился в Стокгольм с женой и с любовницей). И тут же мы видим его, абсолютно раздавленного и униженного, когда немецкие таможенники в поезде обыскивают лауреата, раздевая его донага при обеих женщинах.
Величайший триумф и полное бесправие — таков удел писателя-эмигранта.
Трудности эмиграции усугубляются Второй мировой войной и оккупацией Франции. Но Бунина в фильме по-прежнему гораздо больше волнуют неурядицы личной жизни — в его дом снова вернулись Галя и Марга, чтобы Маргу как еврейку не отправили в лагерь.
При обилии людей вокруг Бунин буквально заперт в клетке своего одиночества. И если в доме наступает краткая идиллия, когда Галя диктует новый рассказ писателя, а Вера печатает его на машинке, то это ненадолго — ни та, ни другая не могут разобрать бунинского почерка…
Они его не понимают. Он страдает и злится.
И тоже ведет себя, как большой ребенок. Бунин швыряется деньгами и помогает нуждающимся, но при этом ему не приходит в голову взять кухарку и домработницу, чтобы разгрузить Веру. Потрясающая сцена — когда писатель заводит собачку, и видно, что к ней он относится более трепетно, чем к жене.
И Вера понимает, что ее жизнь хуже собачьей.
Авдотья Смирнова писала сценарий на основе дневников Веры Муромцевой и Галины Кузнецовой. Получился трижды женский взгляд на писателя.
В целом ощущение от фильма осталось светлое, было смешно и грустно, словно внутри чеховских пьес — тоже умные интеллигентные люди, попадающие в нелепые ситуации.
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Делитесь вашими впечатлениями о фильме и о творчестве Ивана Бунина!
Друзья-блогеры, если вы писали на своем канале об этом фильме, оставляйте в комментариях ссылки! Сверим впечатления😊
Можно также почитать на канале про фильмы о писателях:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»