В последнее время все чаще на улицах городов России можно встретить женщин, одетых в хиджабы или никабы. Возможно, эти термины вам незнакомы, поэтому позвольте мне их объяснить.
Хиджаб — это головной платок, который покрывает голову и шею мусульманской женщины. Название этого головного убора в переводе с арабского означает "завеса" или "преграда". В некоторых странах, таких как Иран, все женщины обязаны носить хиджаб вне зависимости от их религиозных убеждений. В Саудовской Аравии, например, ранее было обязательным ношение хиджаба, однако в 2018 году это правило было отменено, хотя скромная одежда остается обязательной для обоих полов. На фотографии ниже вы можете увидеть пример хиджаба:
Никаб — это более строгий убор, который закрывает всё лицо, оставляя лишь небольшую щель для глаз. Эта одежда вполне может скрыть лицо и волосы от посторонних глаз, не ограничивая при этом свободу движений. Семьи, следующие консервативным исламским традициям, часто прививают девочкам ношение никаба с раннего возраста. С арабского "никаб" переводится как "покрывало". По сравнению с другими головными уборами, никаб не предполагает никаких украшений. Ниже вы можете увидеть пример никаба:
Оба этих головных убора являются частью более широкого спектра мусульманской женской одежды, которая может быть условно разделена на два типа: те, которые открывают лицо (как хиджаб) и те, которые его закрывают (как никаб).
В декабре 2022 года в сети появилось видео, на котором в одном из супермаркетов Казани кассирша работала в никабе. Это вызвало бурное обсуждение в интернете и подняло вопрос о приемлемости ношения религиозной одежды в общественных местах. В связи с этим мы решили собрать разные мнения на этот счёт и попытаться понять, что думает об этом общество.
Прежде всего стоит отметить, что хиджаб и никаб — это часть культурного и религиозного наследия, которое имеет глубокий символический смысл. Это одежда, символизирующая скромность и частичное отделение от мира во имя религиозных убеждений. Но в светском государстве, где религия и общество часто пересекаются и влияют друг на друга, это становится предметом обсуждения.
В связи с актуальностью темы, мы ранее опубликовали статью под названием "Появления женщин в хиджабах в общественных местах вызывает тревогу у россиян":
Мы собрали мнения читателей этой статьи, и вот некоторые из них:
Один из пользователей в интернете выразил свое мнение так:
"Без разницы".
В этом комментарии лежит определенная толерантность и спокойствие, которые характеризуют часть общества, для которой вопрос религиозной одежды в общественных местах не столь важен.
Однако есть и другая точка зрения:
"Резко отрицательно, мы живём в России, а не в каком-то азиатском ауле. В России надо уважать наши законы! Я против ношения никабов, хиджабов в России, моей родной стране."
Это мнение поддерживает идею сохранения традиций и культурного наследия страны, а также утверждает значимость законов и норм общества.
Тем не менее, есть и мнение, что религиозная одежда является обычной одеждой, и каждый человек имеет право выражать свое мировоззрение через свой стиль одежды. Такое мнение звучит так:
"Хиджаб это такая же одежда как и любая другая. Проходите мимо спокойно, вам ничего не угрожает. Это скромная женщина и ей не надо оказывать никакого внимания."
Также есть и прямо противоположное мнение:
"Мы - Россия, а не халифат. У нас есть своя культура, традиции, самобытность. И то что это все размывают и превращают в кишлак - ненормально."
Этот комментарий представляет собой критику по отношению к тенденции ношения религиозной одежды в общественных местах, особенно в контексте социокультурной идентичности страны.
В заключении, стоит отметить, что в обществе должен быть поддерживаемый баланс между личным выражением религиозной свободы и соблюдением общих норм и правил. Он требует открытого и уважительного диалога между различными группами общества. Мы призываем специалистов в области юриспруденции и права — присоединиться к обсуждению и прокомментировать позицию российского законодательства по поводу ношения религиозной одежды в общественных местах.