Найти в Дзене
КиноПсихолог

Причина, по которой люди отказываются от тех, кто им по-настоящему дорог

Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 26. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 19 серия "Возвращение"). Почему некоторые люди отказываются от тех, кто им действительно дорог, от тех, кого они любят, с кем они близки? Лишь на первый взгляд сериал предлагает "сказочный" ответ на этот вопрос. Но если присмотреться, за фасадом сказочности и волшебности, как обычно, исследуются ситуация и модель взаимоотношений, которые довольно часто встречаются и в реальной жизни. Ну, а с точки зрения развития сюжета, мы, наконец, узнаем, как Темный Маг потерял своего сына. В фильме темный маг Румпельштильцхен теряет своего сына в прямом смысле этого слова (теряет, а потом пытается найти), но если говорить о взаимоотношениях в реальной жизни, то потерю можно понимать широко. Когда кто-то умирает, про него иногда говорят "мы его потеряли" или "для меня это большая утрата". Да, в языке есть такая традиция, но сейчас мы будем говорить о потерях в ином контексте. "Потерять" близкого человека, ребенка, друга,

Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 26. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 19 серия "Возвращение").

Почему некоторые люди отказываются от тех, кто им действительно дорог, от тех, кого они любят, с кем они близки? Лишь на первый взгляд сериал предлагает "сказочный" ответ на этот вопрос. Но если присмотреться, за фасадом сказочности и волшебности, как обычно, исследуются ситуация и модель взаимоотношений, которые довольно часто встречаются и в реальной жизни. Ну, а с точки зрения развития сюжета, мы, наконец, узнаем, как Темный Маг потерял своего сына.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен.

В фильме темный маг Румпельштильцхен теряет своего сына в прямом смысле этого слова (теряет, а потом пытается найти), но если говорить о взаимоотношениях в реальной жизни, то потерю можно понимать широко. Когда кто-то умирает, про него иногда говорят "мы его потеряли" или "для меня это большая утрата". Да, в языке есть такая традиция, но сейчас мы будем говорить о потерях в ином контексте. "Потерять" близкого человека, ребенка, друга, любимого в рамках этой статьи будет пониматься как утратить, разорвать связь, прекратить общение, отказаться от взаимодействия, поссориться без возможности примирения. По идее, пока человек жив, насчет отношений с ним возможны варианты. И если выбирается именно "потеря отношений", то в большинстве случаев мы имеем дело с выбором, а не трагическим стечением обстоятельств. Как минимум кто-то один решил отказаться от общения с другим.

Когда речь идет об абьюзерах, токсичных, душных и непорядочных личностях, такой шаг оправдан и даже всячески поощряется обществом. К таким ситуациям вопросов нет. Вопросы возникают тогда, когда подобное случается между людьми близкими.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Бейлфайр столкнулся с осликом этого милого мужчины, а мужчине пришлось из-за этого расстаться с жизнью...
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Бейлфайр столкнулся с осликом этого милого мужчины, а мужчине пришлось из-за этого расстаться с жизнью...

Румпельштильцхен любит своего сына Бейлфайра больше всего на свете. Он хочет его защитить, но получается это у него... Ну, если честно, то примерно так же, как это получается у реальных гиперопекающих и психологически неграмотных родителей, которые хотят как лучше, а получается сплошная психотравма. Румпель так старается оградить сына от всяческих неприятностей, что в итоге мальчика просто начинают все бояться. Боятся, конечно, не самого мальчика, а его отца, темного мага. Но если можно умереть просто за то, что окажешься радом с мальчиком, то и мальчик начинает вызывать страх.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен.

От Бейлфайра шарахаются и взрослые, и дети. Он видит, что с каждым днем отец становится всё злее и злее: он убивает за любую оплошность, за малейшую неосторожность, а иногда и так, на всякий случай. Когда-то Румпельштильцхен был трусливым, слабым и ничтожным, так что теперь, став одним из самых могущественных магов в мире, он отыграется на всех и каждом, упиваясь своей властью и могуществом. Бейлфайр этому не рад, он хотел бы, чтобы его отец стал таким, каким он был прежде – добрым, мягким, любящим, отказался бы от магии и темных сил.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Знакомая девочка рассказывает Бейлфайру про Рул Горм.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Знакомая девочка рассказывает Бейлфайру про Рул Горм.

Мальчик обращается к Рул Горм, Голубой Фее – самой могущественной силе на свете, – и та дает ему волшебное зернышко, которое открывает портал в мир без магии.

– Мой отец... Он из темных.
– О, расколдовать его не сможет никто. Но можно отправить его в края, где заклятья теряют силу... в края, где нет волшебства.
– Но волшебство есть везде!
– Есть много миров. Магия твоего отца действует в этом мире, но будет бессильна в других. Чтобы избавиться от проклятия, вам нужно уйти.

Бейлфайр с радостью сообщает отцу, что нашел способ справиться с заклятием: им нужно лишь воспользоваться волшебным зернышком и отправиться в другой мир!

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен рассказывает сыну о том, что нет другого способа снять проклятие, кроме как убить мага этим кинжалом.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Маг Румпельштильцхен рассказывает сыну о том, что нет другого способа снять проклятие, кроме как убить мага этим кинжалом.

Но что это значит для Румпеля? В мире без магии он будет слаб, бессилен и по-прежнему ничтожен. Он будет лишен могущества, возможностей, власти. Во всяком случае, ему так казалось (мы-то знаем, что и в качестве ростовщика Голда в мире без магии Румпель – фигура весьма весомая и сильная). Румпельштильцхену страшно расстаться с властью и безграничной магической мощью.

В последний момент, когда можно было прыгнуть в открывшийся портал, Румпель по обыкновению проявляет трусость и малодушие. Бейлфайр успевает пройти через портал, Румпель – отказывается от этой возможности и по факту – от сына. Теперь маг бы всё отдал, чтобы найти его, но путь в мир без магии закрыт навсегда. Правда, у темного бессмертного мага есть в запасе вечность, чтобы найти решение...

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Рул Горм и Бейлфайр.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Рул Горм и Бейлфайр.

Согласна, здесь всё происходящее очень сказочное. Но нельзя ли провести определенные параллели с реальной жизнью? Из своей практики и жизненного опыта вспоминаю, как минимум, такие ситуации:

  • мать отрекается от сына и знать его больше не хочет, потому что он женился "не на той девушке";
  • мужчина разрывает отношения с любимой женщиной, потому что боится стать подкаблучником;
  • девушка разрывает отношения с двумя подругами, потому что выходит замуж;
  • дочь перестает общаться с родителями, потому что "не хочет стать такой же, как они";
  • женщина уходит от мужчины, который ей очень нравится, потому что боится привязаться к нему.

Список таких примеров можно было бы продолжить – тогда бы точно получился мегалонгрид. Это можно не понимать или не разделять, но вот посчитать эти ситуации "сказочными" и выдуманными точно нельзя: такое действительно случается.

Что стоит за всеми подобными поступками? В психологии существует мнение, что в основе всех подобных ситуаций лежит страх. Это может быть страх отвержения, страх потери контроля, страх поражения, страх слабости, страх "нелюбимости" и ненужности, страх боли, страх одиночества, страх разочарования, страх своих подавленных качеств, страх быть собой... Здесь вариантов много, но эмоциональная база одна – страх.

Душещипательная история взаимоотношений Темного Мага с сыном – метафора, которая рисует единый образ множества реальных взаимоотношений между людьми. Иногда действительно любят другого, признают, что другой важен, любим, дорог, но страх будто подменяет человека, заставляет его агрессировать и делать всё возможное, чтобы избегать настоящей близости.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Бейлфайр.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Бейлфайр.

Прежде, чем исчезнуть в портале, Бейлфайр упрекает отца в трусости. Это качество одно из важнейших в характере Румпельштильцхена. Но, вероятно, это далеко не единственно качество, которое может заставить человека поддаться страху и выбрать силу, власть, контроль вместо отношений и близости. Думаю, кого-то, как и Румпеля, подведет малодушие и трусость, а кого-то – слабоволие, гордость (или гордыня), ущемленное эго, самолюбие...

Дает ли нам что-то в практическом плане знание того, что людьми в таких ситуациях движет страх? Полагаю, что нет. Если в таких отношениях разбивается чашка, то, как правило, ее крайне сложно склеить, почти невозможно. Но вместе с тем, это знание дает понимание того, что причина не в тебе (если это с тобой разорвали отношения), а в другом, в том, кто отказался от тебя из страха. Это помогает избежать необоснованного чувства вины, стыда, обиды. Морально, возможно, от этого немного легче. Это дает силы оставить такие отношения в прошлом и пойти дальше, не оглядываясь. Если кто-то выбрал страх вместо любви, значит, любви было не так уж и много... Меньше, чем страха, это точно. Может, и не стоит горевать сильно о том, для кого страх перевесил отношения.

Так ли важна причина поступка (наличие страха), если по итогу мы имеем сам поступок (разрыв отношений)? Лично мне, кажется, было бы всё равно, по какой причине от меня отказались – из страха или по свободному решению. А вам?