Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 10
Румпельштильцхен не всегда был темным магом, воплощением коварства и властолюбия. Были времена, когда он был заботливым отцом и кротким мужем. Правда, его заботливость граничила с безволием, а кротость – со слабостью. Семья жила впроголодь, в нищете, а в какой-то момент ей было отказано даже в уважении. И всё из-за малодушия слабого, трусливого мужчины... А, впрочем, не будем спешить его осуждать, сначала посмотрим, как дело было.
У Румпельштильцхена нет ничего кроме нескольких неплохих человеческих качеств – он добрый, отзывчивый, искренне любит жену и сына. Правда, особо постоять за себя и за своих близких не может. Когда беднягу забирают на войну, где участь его практически предрешена, а смерть – напророчена, Румпельштильцхен бежит домой, где за ним закрепляется слава презренного, жалкого труса. От него уходит жена, ведь "ни одна женщина не захочет быть женой труса".
Тем не менее, Румпельштильцхена можно понять: никому не хочется умирать. Его инстинкт самосохранения подсказал ему такой выход. Теперь Румпель, хоть и презираемый всеми, но живой. Его можно за это презирать, осуждать, критиковать, унижать, но мотивация его понятна.
Позже он предлагает такое же решение, бегство, и своему сыну. Через пару дней мальчику исполняется 14 лет, а, значит, его заберут на войну, на бойню, где дети обречены на смерть.
– Убегать нехорошо, – говорит Бейлфайр.
– Умирать еще хуже, – заявляет Румпельштильцхен.
Однако дружинники настигают беглецов.
Отец умоляет отпустить их, говорит, что на всё готов, что сделает всё, что угодно.
– У тебя нет ни денег, ни власти, ни земель, ни титулов, ничего. Только одна верность королю осталась. Целуй сапог.
И Румпельштильцхен целует сапог, окончательно теряя уважение в глазах сына. Тем не менее, они всё еще живы, они всё еще свободны. Румпельштильцхен действует, как может, как умеет. Из страха или из любви к своей персоне?
Можно ли предположить, что Румпельштильцхен любит себя, а потому так дорожит собственной жизнью? Это очень спорный вопрос. С одной стороны, он пытается сохранить свою жизнь (что, в принципе, естественно). С другой стороны, выбирает для этого способы, явно осуждаемые обществом.
Собственно, он даже не выбирает. Румпельштильцхен в бытность свою смертным человеком искренне полагал, что выбора у него нет:
– Какой у меня выбор?.. Я – презренный, жалкий трус. Если выбирать, так угол, куда мне забиться.
Как любящий отец Румпель предпринимает еще одну попытку защитить своего сына. Однако мальчик имеет собственное мнение:
– Но если так велит закон, то я готов воевать, – говорит Бей.
– Никто в здравом уме не пойдет на верную смерть.
– Значит, правда? Правда, что ты сбежал?
– У меня не было выбора.
Однако вся история Румпельштильцхена учит одному: выбор есть у всех, выбор есть всегда.
Любовь – чувство конструктивное, позитивное, созидательное. Любовь к себе позволяет человеку жить в гармонии и в ладу с собой. Но если человек себя презирает, ненавидит, жалеет, обвиняет, то это вряд ли можно назвать чем-то "конструктивным".
Румпельштильцхен раз за разом совершает поступки, которые позволяют ему презирать себя еще больше. В действительности нет большой разницы, какие именно качества мы могли бы сейчас обсуждать. Малодушие, трусость лишь частные случаи. Главное, что эти качества заставляют человека утверждаться в негативном отношении к себе. Румпельштильцхен ненавидит себя, не уважает себя, презирает себя за малодушие и трусость, стало быть, для любви к себе здесь места не остается.
И даже когда Румпельштильцхен становится невероятно могущественным Темным Стражем, он начинает отыгрываться на тех, кто когда-то унизил его самого. Стало быть, в ладу с собой он жить не начал, хотя и обрел почти безграничную власть. Стремление к власти – еще один признак того, что человек старается компенсировать собственное негативное отношение к самому себе и своим поступкам, решениям. Власть в том смысле, в каком она дарована Румпельштильцхену, с любовью к себе несовместима.
В реальной жизни люди, которые не любят себя, также могут совершать поступки, за которые потом себя корят, критикуют, осуждают. Съела торт, поправилась еще на 10 кг, потом корит себя за безволие, слабость. Опять не смог отказать начальнику, побоялся отстоять свое мнение, потом ругает себя за бесхребетность. Ленится и прокрастинирует, боится что-то изменить в своей жизни, потом ненавидит себя за трусость и слабохарактерность. Примеров можно найти сотни.
Сама по себе лень или трусость могут находиться вне оценок, пониматься без минусов и плюсов. Однако сам человек эти плюсы и минусы приписывает чертам, действиям, поступкам. И если эти качества становятся основанием для самоуничижения, самокритики, аутоагрессии, то можно не сомневаться в том, что подсознательно человек искал обоснования, доказательства того, почему он не может и не должен себя любить.
Иными словами, тот, кто не умеет или не способен себя любить, будет искать причины, чтобы себя не любить, а в крайних случаях – презирать, критиковать, унижать, ругать, корить, осуждать, порицать, наказывать и обвинять.
("Однажды в сказке", 1 сезон, 8 серия "Отчаявшиеся души").