На современных велосипедах почти весь механизм переключения скоростей, тормозов зависит от тросиков. Почти все болты под шестигранник, либо, чтобы ту же сидушку или колеса затянуть, нужно специальной рукояткой крутить. То есть легендарный ключ «семейник» не нужен, достаточно иметь в бардачке шестигранник и отвёртку, ну, может ещё ремкомплект с заплатками для камеры на всякий случай. И это, конечно же, удобно!
На велосипедах моего детства всё было по-другому: и «семейник», и отвёртка, и ключик на 12-13, ещё ключик для спиц был такой маленький. Тряпочка обязательно в бардачке такая вся в мазуте засаленная. =)
И т.к. часто велосипеды нам доставались по наследству от старших братьев, а может и от отца, а может даже от деда, то в силу возраста велик мог иногда капризничать и требовать ремонта.
Хотя ладно, основной проблемой был не возраст велика, а наш стиль вождения. Порой мы его так «ушатывали» по кочкам, да ухабам… =) Но, к слову, и чинили всегда сами. Лишь в крайнем случае просили помощи у отца.
Одной из частых задач было - поправить руль. Когда упал с велика, может нечаянно, может кто-то врезался в тебя. Обычно после этого руль был набекрень, приходилось его выправлять. Зажимали переднее колесо между ног коленями и ставили руль так, чтобы он был перпендикулярно колесу.
У некоторых великов постоянно слетала цепь. Возможно, была растянута, может ещё что. Но каждый мальчишка владел методикой установки цепи. Иногда даже цепь сами укорачивали, снимали замочек, выклёпывали лишнее звено и ставили обратно.
Одной из неприятных «аварий» было, когда штанину зажёвывало в цепь. Случалось это неожиданно и чаще всего не успевали как-то среагировать. И т.к. штаниной был прикован к цепи, то падал вместе с великом, не отлетая от него. Хорошо ещё, если вбок, а не на раму сел на скорости… =)
И все мальчишки знали, что такое «каретка». Это всё устройство тормозов и звёздочки на заднем колесе, ещё её называют втулкой, но у нас всегда кареткой нарекали. В детстве бывало, что чуть ли не с закрытыми глазами могли её перебрать. Там самое главное шарики подшипника не потерять. А они постоянно норовили выпасть и упасть в дорожную пыль или того хуже в траву. Ещё шарики все в солидоле, руки, естественно, тоже.
В основном разбирали, когда что-то приключалось с тормозами или появлялись прокруты. Прокруты - страшная вещь, когда всем телом поднажмёшь на педали, а тут прокрут, и всем весом прям на раму… Так же припоминаю, что там на тормозном барабане надо было усики разгибать и конусы подкручивать, чтобы колесо не люфтило.
А ещё помню, что у некоторых рычажок тормоза был на алюминиевой проволоке примотан к раме. Ещё, чтобы понадёжнее было «колхозили» пластинку из листа жести или какого-нибудь другого тонкого метала. Такие «умельские» тормоза сразу видно было.
Но не только лишь чинили мы их, мы ещё ой, как украшали знатно своих железных коней. Все спицы были обмотаны цветной проволокой. Вот сколько найдёшь столько и намотаешь. А кто-то в спицы вставлял круг, выпиленный из фанеры или из картона, покрашенный в разные цвета, получалось типа, как колпак на колесе у машины. Это выглядело красиво, но был и минус - боковой ветер значительно сильнее ощущался, сдувал.
Мой же случай, когда мне пришлось обратиться за помощью с ремонтом к отцу, из самых ярких был такой. Я ехал с горки на своём складном «Школьнике» и в какой-то момент он переломился прям в месте крепления рамы. Просто развалился на две половины. Я как-то удачно соскочил, сильно не пострадал, только очень расстроился.
Папа отдал мой велик сварщику и его заварили. Вертикаль переднего и заднего колеса немного скосилась, но не критично. Главное - что я снова был в седле. Ведь летом остаться без велика — это катастрофа. Все ж друзья на «конях».
Мне хватило пары дней без велика, чтобы понять, насколько я стал медленным относительно других.
Все на речку поехали, а мне бежать… Пока добежишь, они уже и искупались. Но выручало то, что у некоторых были багажники. Багажник - вещь, конечно, жёсткая, особенно на кочках, но зато со всеми, а не пешком. Просто кофту какую-нибудь под зад подкладываешь на решётку багажника и уже веселее. Там, главное, ещё ноги вперёд не выставлять, или очень аккуратно, чтобы в цепь штанами не попасть, иначе в полет отправлялись сразу оба… =)
А вы в детстве ремонтировали свой велик сами?
Быть Добру, Друзья!
~~~~~~~~
ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал в Дзен
Другие статьи моего блога: