Найти тему
История транспорта

Электровозы ЧС3 на Южной железной дороге

Некоторое время назад я написал статью с вопросом о работе пассажирских электровозов ЧС3 чехословацкого производства в ТЧ-2 «Октябрь» Южной железной дороги. Вот ссылка на эту статью, если кто не видел.

И, благодарю Провидение – информация о работе ЧС3 появилась вскоре после написания той статьи.

В общем, подробнее, ниже.

Согласно книге Виталия Александровича Ракова «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1956 – 1975 гг»: электровозы ЧС3 первоначально работали на участке Москва – Харьков – Иловайское, а затем на Западно-Сибирской дороге.

Конкретные депо Виталием Александровичем указаны не были. Отсутствие архивных документов породило массу предположений на эту тему, основное из которых – электровозы ЧС3 в европейской части СССР работали только в локомотивном депо Москва-пассажирская-Курская. Между тем официальная историография ТЧ-2 «Октябрь» Южной железной дороги говорит о том, что в депо работали как ЧС1, так и ЧС3.

Ниже – статья из журнала «Электрическая и тепловозная тяга №10 за 1967 год, посвященная истории локомотивного депо «Октябрь».

Статья из журнала «Электрическая и тепловозная тяга» №10 за 1967 год.
Статья из журнала «Электрическая и тепловозная тяга» №10 за 1967 год.

Более того, первые серийные электровозы ЧС3 производства завода «Шкода», ЧССР в Советский Союз поступали именно в ТЧ-2 «Октябрь» Южной железной дороги. В течение 1961 года в депо пришло 53 электровоза этого типа из 87 поставленных в Советский Союз. Итого, 60% процентов «ЧэЭс-третьих» на советских железных дорогах работали на ЮЖД.

ЧС3-24 на заводе «Шкода» перед отправкой в СССР. Источник фото: trainpix.org.
ЧС3-24 на заводе «Шкода» перед отправкой в СССР. Источник фото: trainpix.org.

Электровозы ЧС3 депо «Октябрь» обслуживали участки: Харьков – Курск (244 км.), Харьков – Лозовая (147 км.) и Харьков – Иловайское (383 км.)

Электровоз ЧС3-31 приписки ТЧ-2 ЮЖД на станции Лозовая. Харьковская область, 1961 г. Источник фото: parovoz.com, из коллекции Антона П.
Электровоз ЧС3-31 приписки ТЧ-2 ЮЖД на станции Лозовая. Харьковская область, 1961 г. Источник фото: parovoz.com, из коллекции Антона П.

Летом 1962 года ТЧ-2 стало получать из Чехословакии новые, более современные пассажирские электровозы типа ЧС2. Что позволило избавиться от более старых ЧС3. Хотя назвать «старыми» электровозы, которым исполнилось всего два года от роду, можно с большой натяжкой. Но, тем не менее, в первой половине 1963 года все харьковские ЧС3 были переданы на Западно-Сибирскую железную дорогу, в локомотивное депо Барабинск.

Справочные данные:

Список электровозов ЧС3, работавших в локомотивном депо «Октябрь» в 1961 – 1963 гг.

01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87.

Предыдущая статья на тему:

Электровозы ЧС3 на Московской железной дороге.

Спасибо за внимание.