Теософия.
Теософия представляет собой с одной стороны мудрость Востока: именно ее последователи раскрыли таких философов как Рамакришна, Вивекананда и Кришнамурти, они были и в числе тех, кто говорил о единении всех религий мира. Но с другой стороны теософы едва ли представляют источник чистой духовности.
Уже в начале XX века теософии пришлось пережить кризис, в частности из-за ее лидеров, которые любили выдавать желаемое за действительное и раздувать из всего громкие ситуации. Последователи погрязли в карьеризме и протекционизме. Вследствие всего вышеупомянутого «классическая» теософия в XX веке оказалась провальной. Как итог ее хватило лишь на то, чтобы дать развитие нескольким известным философам, которые либо порывали с теософией, либо были изгнаны, либо оказывались на «обочине» Общества.
Впрочем, многие из выходцев учения исходили лишь из своего духовного опыта и мало что переняли из теософской традиции.
К примеру, Николай и Елена Рерихи, будучи увлеченными и сильно погруженными в теософское движение, создали независимое учение «Живой Этики».
«Живая Этика», будучи такой хаотичной, все еще остается плодом безусловного таланта и тем, что может помочь искателям Вечной Истины.
И Елена, и Николай Рерихи начали увлекаться теософией и достигли в ней определенных успехов еще в молодости. Чего только стоит переведенная Еленой «Тайная Доктрина» — труд основоположницы теософии Е. Блаватской. На самом же деле учение Рерихов создавалось самостоятельно, они оказались на «обочине» этого Общества, развиваясь без его помощи.
Однако помимо Рерихов стоит упомянуть Рудольфа Штейнера. Его философская система в основном опирается на мистическую каббалу, однако наряду с этим учением Штейнер также опирается на терминологию других религий, например, иудаизм. Многие его утверждения уже получили подтверждение, хотя о них стоит упомянуть: Рудольф утверждал, что в основе его слов лежит прямое откровение внеземных существ.
Он одновременно и был и не был мистиком. Он прекрасно осознавал всю окружающую его красоту, однако с другой стороны все это имело конкретный облик и он мог наблюдать мир духовных Существ. Его исследования в какой-то момент привели его к Скрижали Гермеса Трисмегиста, а его первая публикация «Философия свободы» ярко выделяется на фоне всех его работ. В ней он пытался определить деятельность мышления. Он писал, что это единственное, что мы не в силах заметить, но также единственное, что способно привести нас к истине. Мысль, по словам Штейнера — продукт мышления, и мы никогда не обращаем внимание на этот процесс.
Он был одним из наиболее влиятельных и уважаемых членов Теософского общества, оно же и дало ему наибольшую поддержку. После выпуска своего труда «Теософия», его репутация среди теософов только укрепилась.
В теории Штейнера основную роль играют три слоя, в которые воплощается человек. В некоторых источниках их называют «тремя телами». Первое тело — материальный механизм двух следующих тел. Это физическая оболочка, самая изученная с научной точки зрения. Второе тело — эфирное. Штейнер утверждал, что в нем заключена жизненная сила, и никто, кроме ясновидцев, не сможет его увидеть, так что обычный человек, утверждая, что этого тела нет, не будет лгать. Он его не видел. Штейнер же считал, что это тело — выводок первого тела, но независимый от реальности.
Однако третье тело или же слой, упоминаемый Штейнером, невозможно воспринять обычным человеческим взглядом. Это астральное тело человека. Его Рудольф и называет душой.
Доверие и самоотверженность — вот основные составляющие теософской педагогики.
Оккультизм.
Оккультное общество сформировалось в середине XIX века. Его составляющей считаются тайные учения каббалистов и гностиков, античных мистерий и средневековых ведьм, которые, по большей части, были либо утеряны либо зашифрованы. Но это не было трудным препятствием для оккультистов, недостаток информации в большинстве случаев, хорошо восполнялся отменной фантазией.
Зародился оккультизм в Париже, хоть и перешел позднее в Лондон, где нашло свое начало оккультное объединение «Золотой Рассвет». В ложе нашли свое место романтики, мечтатели, символисты и «практические маги», ищущие вдохновение в мире оккультных доктрин.
Сейчас невозможно говорить о едином оккультном учении. Каждый, кто хоть сколько-нибудь был связан с ним, добавлял что-то свое, тем самым, мы можем лишь перечислить основные поднимаемые темы, например, карты Таро или эзотерическая иудейская каббала. Практическая магия также входит в этот перечень.
Дион Форчун, одна из самых известных исследовательниц в обсти каббалы и Таро, писала о том, что «существует два пути к Сокровенному: путь мистика, т.е. путь самоотдачи и медитации, субъективный путь одиночки; и путь духовидца, т.е. путь интеллекта, сосредоточения и тренировки воли.
Второй путь невозможен без сотрудничества — во-первых потому, что ритуальная магия играет в этой работе важную роль, и для осуществления большинства крупных операций необходима помощь нескольких человек. Мистик получает свое знание в результате непосредственного общения его высшего «я» с Высшими Силами; ему мудрость духовидца кажется дурачеством, потому что его разум не работает в этом направлении.
Но, с другой стороны, для людей более интеллектуального и экстравертного склада путь мистика непроходим — до тех пор, пока длительные тренировки не позволят ему преодолевать планы формы. Поэтому мы должны признать, что оба метода имеют право на существование среди тех, кто ищет Путь Посвящения, и помнить, что у каждого из них — своя дорога».
Дион была каббалисткой и подходила она к этому учению с глубоким оккультным сознанием. Через него она пришла к психическому здоровью и процветанию.
Вместе со своим мужем Дион лечила шизофреников и, казалось, совершенно безнадежных пациентов. В основном она опиралась на практические магические способы лечения, она применяла их на своих пациентах.
Обычно мистики слепы к символизму, однако каббала подразумевает под собой символизм, и Дион, будучи ее последовательницей также обращалась к этому способу взаимодействия. Форчун подчеркивает, что при изучении каббалы важно начать с самого верха — с Кетера.
Форчун призывала своих учеников осваивать все формы нового мышления, но в то же время она категорически предостерегала их от психического шарлатанства.
Но сейчас поговорим о еще одном известном в оккультных кругах лице — Алистере Кроули.
Кроули — человек, с самым своеобразным подходом к оккультному движению. Выше я писала о том, что существует эзотерическое христианство, учение которого доступно лишь просвещенным. Оккультизм, в какой-то степени, можно посчитать таким же тайным и «для просвещенных». Однако Кроули, не находясь в совете «Золотого Рассвета» решил публиковать тайные доктрины и сокровенные знания, за что на него подавали в суд, однако он выиграл процесс, но, по словам самого Алистера, чтобы склонить судей на свою сторону он использовал талисман из «Священной магии Абрамелина». Позже выяснилось, что все тайные учения, о которых писал Кроули, были плодом его собственных исследований.
Все оккультное творчество Кроули было связано с вожделением. «Он изобрел особое «Благовоние Бессмертия», которое должно было привлекать к нему женщин и лошадей. Благовоние состояло из одной части серой амбры, одной части мускуса и трех частей цибета, Кроули пользовался им постоянно и почти всегда достигал желаемого эффекта»
Кроули, при всем своем увлечении, скорее не занимался оккультной деятельностью серьезно, а играл «спектакль». Он начал публиковать свои труды в малоизвестных журналах за свой собственный счет, однако в 1926 году был опубликован его трактат «Магия в теории и на практике», Р. Кавендиш, видный исследователь магии и оккультизма, называет ее «самой лучшей однотомной работой, написанной об этом предмете»
Вся суть учения Кроули отображена в его выражениях о картах Таро, ведь именно по ним он складывает впечатление об оккультизме. К примеру, он считает, что маг восходит по «лестнице» Таро в обратном порядке, то есть от карты Мира и сбиться с этого пути, по словам Алистера, очень легко, поэтому стоит четко идти за указаниями духовного наставника.
Однако начало пути мага Алистер считает картой, с изображением мчащейся колесницы — Седьмого Аркана. Он называет ее символом экстатического слияния со своим сокровенным «я». Этим предложением можно охарактеризовать все учение оккультизма: экстатическое слияние со своим сокровенным «я».