Найти тему

Трагичные судьбы кораблей и судов, носивших имя адмирала П. С. Нахимова. Версия

Памятник П.Нахимову в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.
Памятник П.Нахимову в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.

Прославленного русского флотоводца Павла Степановича Нахимова даже в наше, мягко сказать, не совсем "просвещенное" время, знают весьма многие: герой обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1855 годов, одержавший до этого на море много блистательных побед и навечно вошедший в историю России и её флота. Его именем названы многие проспекты, улицы, переулки. Имя П. С. Нахимова с достоинством носят военно-морские училища, корабли, суда. К сожалению, в последнем случае, чаще уместен глагол несли, потому что у многих из них, как и у самого героя, судьба в своём итоге оказалась достаточно трагичной.

Нахимовское училище. Санкт-Петербург.
Нахимовское училище. Санкт-Петербург.

И так, из исторических хроник нам известно, что оборона Севастополя носила затяжной и весьма кровавый характер. Бывшие союзники или как сейчас нередко говорят бывшие партнёры, то есть англичане и французы, с невероятным остервенением расстреливали окрестности города и его защитников своей дальнобойной корабельной артиллерией, дальность стрельбы которых была гораздо дальше, чем у наших береговых пушек. В том числе, именно и по этой причине судьба обороны Севастополя была практически предрешена, но П. С. Нахимов принимает неоднозначное, хотя, как тогда казалось, единственно правильное решение в той ситуации: для спасения города затопить на рейде корабли Черноморской эскадры и не дать врагу подойти на расстояние прямого выстрела. Адмиралу верилось, что это даст возможность спасти остатки гарнизона, уберечь Севастополь от дальнейшей осады и разрушительного обстрела, но не удалось.

-3

Корабельные орудия англичан и французов, как я уже отметил, имели большую дальность стрельбы и продолжали сеять смерть в рядах защитников Севастополя. Потрясенный этим открытием, также неописуемой по своему трагизму картиной затопления кораблей своей эскадры по своему личному распоряжению, П. С. Нахимов, согласно свидетельствам очевидцев, описанных некоторыми историками, якобы, в сердцах воскликнул:

"Позор мне! За содеянное никогда больше ноги моей не будет на палубе корабля..."

-4

Оставим достоверность данного факта и содержание вышесказанного на совести историков, а сами констатируем, что затопление своей эскадры П. С. Нахимов пережил, к сожалению, совсем ненадолго.

-5

Он был ранен на Малаховом кургане пулей в голову, прожил в страшных мучениях еще некоторое время и скончался на руках горячо любивших его матросов 30 июня 1855 года. Как и другие прославленные адмиралы-герои обороны Севастополя, П. С. Нахимов был похоронен в склепе Владимирского собора гор. Севастополя.

-6

Известно, что позже, когда город все же был захвачен англо-французскими "союзниками", над гробами усопших покуражились мародеры, похитив с усопших золотые эполеты, но наш дальнейший рассказ будет не об этой трагической страничке нашей истории, а о судьбе кораблей и судов, носивших имя прославленного флотоводца.

-7

Первым из них по праву считается довольно большая шхуна, которая в 1896 году была построена на верфи в гор. Одессе и предназначалась для перевозки зерна и других грузов в Стамбул. Да-да, войны рано или поздно заканчиваются, и начинается мирная жизнь, в орбиту которой вовлекаются все. Даже вчерашние враги и противники. Но, вернемся к шхуне, носившей гордое имя: "Нахимов". Так вот, известно, что она, превозмогая весьма "подленькие" черноморские шторма, около двух лет добросовестно трудилась на морских просторах, а погибла при относительно спокойном море недалеко от Босфора, утащив с собой на дно большую часть своего экипажа. Причины этой трагедии малоизвестны, а тем более описаны, потому и мы, воздав последнюю дань её судьбе, вернемся к другим героям нашего повествования.

Вторым судном, а точнее боевым кораблем, и не просто кораблем, а далеко не последним красавцем на военном флоте, стал броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Однако и он, как и его предшественница по имени, долго во славу Отечества послужить не успел и не смог. Из исторических хроник известно, что современный по тем временам боевой корабль получил серьезнейшие повреждения во время Цусимского сражения в мае 1905 года и был героически затоплен его командой, которая предпочла гибель позорному японскому плену.

Так что, известная в народе песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", по праву звучит и о нём-о броненосном крейсере "Адмирал Нахимов" и его бессмертном экипаже.

Легкий крейсер "Адмирал Нахимов" был построен в октябре 1915 года, в годы Гражданской войны захвачен и интернирован французами, а затем отбуксирован в порт Одессу и там брошен во время эвакуации экспедиционного корпуса интервентов.

-10

С приходом советской власти, а точнее 7 декабря 1922 года крейсеру было присвоено название «Червона Украина». В последующем боевой корабль неоднократно ремонтировался, модернизировался, а с началом Великой отечественной войны даже успел поучаствовать в обороне в доставке подкрепления в осаждённую немецко-румынскими войсками Одессу и в последующей эвакуации наших войск из этого региона в Крым. Погиб крейсер «Червона Украина» (читай «Адмирал Нахимов») также трагически, как и П. С. Нахимов, а точнее-стоя на швартовых у Графской пристани гор. Севастополя. Произошло сие событие 12 (по другим данным-13) ноября 1941 года. Известно, что корабль получил серьезнейшие повреждения после налета вражеской авиации и взрывов на своём борту двух авиабомб. Экипаж в течение суток боролся за его жизнь, но спасти корабль не смог, потому он и затонул прямо у пристани. Истины ради стоит отметить, что часть орудий все же удалось снять с тонущего корабля и переправить на берег. Они еще несколько месяцев помогали героическим защитникам города сдерживать бешеный натиск немецко-фашистских захватчиков, потому что и в них, в орудиях, была частичка того славного прошлого от героев обороны Севастополя, но совершенно другой эпохи.

-11

Другой советский крейсер класса "Свердлов"-"Адмирал Нахимов"-известен своим участием в испытаниях новейшего оружия и изучении последствий воздействия глубоководных ядерных взрывов. По некоторым данным, таковые, якобы, проводились и на Черном море. Так что правильно говорит молва: кто много знает, тот долго не живет. Так произошло и с нашим очередным героем повествования. Его, как свидетельствуют некоторые историки, расстреляли крылатыми ракетами свои же корабли, а остатки крейсера пустили в переплавку. И произошло сие событие в начале "шестидесятых". А кто тогда страной "правил"? Правильно, Никита Сергеевич, ярый противник дальнейшего развития флота. А с ним мало кто решался спорить, а тем более возражать. Вот и пустили славный корабль своими же руками прямо на дно. Жаль!

Его последователь-большой противолодочный корабль (проще БПК) "Адмирал Нахимов" известен тем, что довольно долго и успешно бороздил моря и океаны. Особую известность принесла ему операция по эвакуации советских граждан с Кипра, когда в июле 1974 года это островное государство подверглось агрессии со стороны Турции. Много позже корабль по трагическому стечению обстоятельств (или ошибке его отцов-командиров) попал на отмель Бомбейской банки, несколько раз безуспешно пытался с нее сняться, в результате чего получил серьезные повреждения корпуса.

Когда БПК все же сняли с мели и завели в док, выводы специалистов оказались неутешительны: проще и дешевле списать корабль на металлолом, чем заниматься его ремонтом, а тем более за валюту. Кто-то спросит: а "сие" было проблемой? Сегодня, наверное, и не является таковой, но тогда на календаре было начало "девяностых", и считали, в основном, не валюту, а дыры в бюджете. Они, в конечном итоге, вместе с тенденциями всемирной (но, как с годами оказалось, односторонней) разрядки и разоружения, и вынесли боевой единице флота окончательный вердикт: на металлолом! Печально сейчас об этом писать.

Но, если даже суммировать все вышесказанное, самая печальная судьба оказалась у пассажирского парохода "Адмирал Нахимов", который погиб поздним вечером 31 августа 1986 года недалеко от Кабардинки в Цемесской бухте гор. Новороссийска.

Написано об этой ужасной трагедии много. Есть и правда, есть и вымысел. Я же скажу только основное и, постараюсь, по возможности весьма кратко. Так вот, судно было построено в 1925 году на судоверфях Германии. Первое его имя-"Берлин". До 1939 года оно совершало регулярные рейсы по Атлантике. С началом Второй мировой войны судно стало плавучим госпиталем, но в январе 1945 года подорвалось на мине и затонуло. Позже оно было поднято, отремонтировано, и в числе других, в счет репарации, стало собственностью Советского Союза. Пароход, естественно, переименовали, дав ему славное имя, и запустили на круизную линию по Черному морю.

-14

Несколько раз "Адмирал Нахимов" ходил даже на Кубу и к берегам Африки, но, время брало свое, судно старело морально и технически, и тот злополучный рейс должен был быть для него последним, потому что судно ждало списание и слом.

Он, к сожалению, тот рейс, таковым и стал, но, к еще большему сожалению, не только для самого парохода. В результате столкновения с сухогрузом "Петр Васев", ошибок капитанов и судовой команды, круизный пароход стал фактически братской могилой для более чем четырехсот человек, включая два десятка детей, а потом еще и некоторых водолазов, проводивших спасательные работы.

Писать об этом очень горько, а потому и хочется поскорей поставить в данном повествовании большую точку. Что я сейчас и сделаю. Но кто-то обязательно меня спросит: а что же дальше?

Отвечу так: жизнь продолжается! И для тех, кто смог спастись в той ужасной трагедии уже далекого 1986 года, и для очевидцев или родственников других трагических событий, которые здесь описаны, и для страны, которая смогла найти в себе силы и снова стать тем, кем она изначально была-Великой державой. А имя славного адмирала и флотоводца, несмотря на все неприятности, которые ему сопутствуют (или сопутствовали), живет в наших сердцах и поныне. И будет жить, несмотря ни на что. Носят его сегодня и гражданские суда, и военные корабли. Один из них, это грозный атомный ракетный крейсер Северного флота.

Надеемся лишь на одно, что судьба к нашему атомному крейсеру «Адмирал Нахимов», как и к другим носителям этого славного имени, будет намного благосклонней, чем к их предшественникам. А если так, то будут у нас и другие корабли и суда, которые продолжат славные традиции российского флота. И гражданского, и военно-морского. И это бесспорный факт!