Лирика – род литературно-художественных произведений, который выражает живое, непосредственное чувство, переживание через создание лирического образа.
Характерными чертами лирического произведения являются:
1. Сжатая, выразительная речь. Краткость текста. Каждое слово несет определенную смысловую нагрузку.
2. Стихотворная форма (как правило).
3. Многообразие лирических образов (переживаний, чувств, мыслей автора).
4. Личные переживания поэта являются типическими – присущими многим людям.
5. Развитие произведения под влиянием исторических событий, культурных особенностей, течением литературного процесса (сменой литературных направлений).
Расцвет лирики пришелся на эпоху Ренессанса.
Классификация лирических произведений:
· На основании эмоционального тона, эмоциональной доминанты произведения
1. Ода – торжественное стихотворное произведение, основной целью которого является воспевание предмета, лица, события с восторженным отношение к нему. Для оды характерны: высокий стиль речи, обилие церковнославянизмов, восклицаний. Оды написаны четырехстопным ямбом, строфой в 10 строк с твердой схемой рифм: абабввгддг.
Отличить оду можно по обилию в тексте риторически-восторженных восклицаний «О!Вы!». Известные русские поэты – сочинители од: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин.
В античной литературе историческими вариантами оды являлись гимн (торжественная песнь в честь богов и героев) и дифирамб (персональный гимн богу Дионису).
Жанровыми формами оды в литературе 18 века являлись: похвальные (в честь важных событий в жизни коронованных особ и военных побед), духовные (переложения псалмов, философские размышления), нравоучительные, элегические, анакреонтические.
2. Идиллия – (в узком смысле слова) небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу с порочным человечеством, мирную добродетельную жизнь на лоне природы, чувство гармонии и безмятежного созерцания. В античности являлась формой буколики (пастушьей поэзии) – произведения, главными героями которого были пастухи, рыбаки, земледельцы, чья мирная жизнь среди природы и здоровые естественные потребности противопоставлялись развращающей сутолоке города. Отличить идиллию можно по обилию в тексте восхищений – «Ах…».
3. Элегия – лирическое произведение, содержащее философское меланхолическое раздумье над сложными проблемами жизни, написанное в эмоциональном тоне грусти, печали, жалобы, скорби. В русской литературе присутствует в следующих жанровых формах: любовная, кладбищенская, историческая, политическая, философская, сатирическая. Узнать элегию в тексте можно по горькому сожалению – «Увы…».
4. Сатира – жанр с комической доминантой, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира и человеческие пороки. В тексте сатиру характеризует язвительное обращение «А вы…».
Эпиграмма – вид сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Прямое осмеяние называется инвективой.
В Древней Греции под эпиграммой понимали краткую надпись.
· На основании функции лирического произведения:
1. Послание – лирическое произведение, написанное в стихотворной форме, в виде обращения к какому-либо лицу или группе лиц.
*мадригал – краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине; в классической поэзии – стихотворение хвалебного содержания.
2. Эпиграмма – краткая надпись (в Древней Греции).
*эпитафия – надгробная надпись, иногда иронического характера.
3. Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное изначально для пения, однако, в последующем – не обязательно поющееся. Жанровыми формами песни являются альба – утренняя песня о любовном свидании и серенада – вечерняя песня.
· На основании формальной структуры (так называемые твердые формы):
1. Сонет – четырнадцатистишие, построенное по строфической схеме: два катрена (четверостишия) и два терцета (трехстишия). Такой схемой пользуются итальянские и французские сонеты (Данте, Петрарка). По другой схеме построен шекспировский сонет – три четверостишия и заключительное двустишие. В русской лирике не принято соблюдать строгую схему сонетной рифмовки (А.С. Пушкин, К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Бунин и др.).
2. Рубаи (рубайят) – лирическое произведение народов Востока в стихотворной форме, представляющее собой четверостишие философского содержания, в котором рифмуются 1,2,4 строки, а 3 остается без рифмы (холостой). Представителями такой поэзии являются З. Бабур, О. Хайям.
3. Танка – короткое стихотворение из 5 нерифмующихся строк в японской поэзии. В первых 3 строках заключена главная мысль произведения, а в двух последующих – вывод, заключение. Поэт танка – Исикава Такубоку.
4. Хокку (хайку) – особая форма японской поэзии, представляющая собой трехстрочную лирическую миниатюру без рифм; является как бы первой частью танка, ставшей самостоятельной, отдельной. Пример поэта: Мацуо Басё.
В лирике эпохи Средневековья также существовали другие твердые формы – виланель, канцоня, секстиня, рондо, рондель, триолет.
· По признаку повествовательности выделяют только один жанр
1. Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необыкновенный случай, например, историческое событие (баллада о Робин Гуде, «Песнь о вещем Олеге») или фантастическое, таинственное происшествие («Светлана», «Людмила»). Жанр баллада обычно располагают на границе эпоса и лирики.
Заключение
Четкой классификации лирических произведений нет, потому что обилие классификационных признаков создает переплетение жанров. Прежде всего, для определения жанра, обращают внимание на формальные признаки (например, схема рифмовки, количество строк), а далее на эмоциональную доминанту. Если отсутствуют строгие формальные признаки жанра, тогда определителем будет эмоциональный тон.
В настоящее время слово «стихотворение» является универсальным определителем для всей лирики, поэтому эти слова сейчас понимают как синонимы. Признаком рода и жанра является стихотворная речь. Однако, с древних времен до эпохи классицизма лирика четко делилась по жанрам. Прежние лирические традиции не разрушаются, они находятся внутри всего многообразия данного рода литературных произведений.