Найти тему

Возвращаясь к книгам детства: "Журавленок и молнии"

2023 год в нашем регионе объявлен годом Владислава Крапивина. А так как это знаковый для меня писатель, у меня много размышлений по его творчеству. Решила предложить вам мои мысли по "Журавленку и молниям", родившиеся у меня впервые при взрослом прочтении книги.

1. Я не обращала внимание, что эта книга - история взросления. А ведь Журка(главный герой) явно эволюционирует по ходу действия. Это не настолько кардинальные изменения, как у Егора Петрова(героя другого крапивинского романа), но не менее впечатляющие. Сначала он - "счастливый принц"(даже мама его сравнивает с этим героем). Во всех отношениях благополучный мальчик из хорошей семьи. И основной чертой Журки в этот период является его открытость миру. Он никого не боится, он ни о ком не думает плохо и со всеми готов дружить. В этом, наверное, главный секрет обаяния героя. Затем случается ряд событий, разрешающихся трагедией, которая ломает героя. Просто рушит его веру в окружающий мир. Самое страшное, что эта трагедия приходит не извне, а изнутри того счастливого мира, где жил Журка до сих пор. И заметьте, как герой начинает себя вести. Он перестает безоглядно доверять(стоит только сравнить две сцены взаимодействия с Капралом - одна в период "счастливого принца", другая сразу после кошмара). И в то же время начинает больше видеть и принимать более серьезные решения. Затем долгое трагическое противостояние разрешается к счастью всех сторон. Но Журка уже изменился. И подошел к третьему этапу - ступени "взрослый". Здесь он принимает ряд серьезных решений. Они были бы слишком сложными для маленького счастливого Журки из первой части. Но Журка новый к ним готов. Ну и закономерный финал.


2. А еще я впервые обратила внимание, насколько последовательно проводится линия взаимодействия Журки с "молниями". От переживания потерь, через "узнавание" противника до прямого противостояния.


3. Читая эту книгу в детстве, я никогда не могла понять поведение Горьки. В конце концов, объяснила его себе озлобленностью из-за того, что ему очень плохо живется. И еще мне казалось, что он ревнует к Журке Иринку (в книге говорится, что он ей втайне симпатизировал). А сейчас отчетливо вижу, что его действительно обуревает мучительная ревность, но другого характера. Ревность в дружбе, особенно в детской ,приносит не меньше страданий, чем в любви. И, как и любовная, она во многом вызвана ощущением своей неполноценности. Проблема Горьки в том, что он, ведя себя, как равный, в глубине души всегда ощущал себя недостаточно хорошим, недостаточно достойным такого друга, как Журка. А еще, я думаю, эта дружба была самым хорошим в его жизни. И он отчаянно боялся ее потерять.

-2


4. Конечно, я заострила внимание на центральной трагедии произведения. Мягко назову ее "конфликт отца и сына". Мне кажется, очень важно, что Журка и его отец друг друга по-настоящему любили. Да, у них были очень разные представления о жизни, да, они друг друга не понимали. Но все равно у обоих было ощущение близости. И именно эта любовь позволила Журке простить отца. Опять вспомню Егора Петрова и его отца, где сходный конфликт, но при иных исходных отношениях разрешился совершенно по-другому - сын отца в конце концов понял, но так до конца и не простил. А еще. Знаете, я всегда удивлялась, почему отец Журки, будучи человеком с довольно тяжелым характером, упрямым и склонным зацикливаться на одних и тех же вещах, так легко переносит травму и ее последствия - боль, шрамы, постоянные перевязки. Почему, наконец, он так легко простил того, кто чуть его не убил? И думаю вот что. Конечно, в основном потому, что разрешился куда более важный, давящий на него конфликт. После долгого бойкота и демонстрации ненависти от родного ребенка, знаете, почти все покажется мелочью. Но, мне кажется, тут еще один момент. Это на уровне ощущений, доказательств из текста у меня нет. Однако я почти уверена, что подсознательно герой воспринимал эту травму как возмездие за свой ужасающий поступок. Он, конечно, чувствовал себя страшно виноватым, хотя это чувство старательно прятал. И, получив молнию, ощутил даже облегчение(тут вспоминаем непосредственно сцену в машине).
Вообще над этой сценой я на этот раз очень рыдала. Мне кажется, люди, упрекающие Крапивина в нетерпимости, о ней начисто забывают. А ведь в ней автор очень хорошо показывает, как любые разногласия исчезают, когда появляется страх и боль за родного человека. И как можно простить даже то, что кажется абсолютно непростительным.


5. А вот что не изменилось - у меня ни в детстве, ни сейчас нет ощущения, что герой погибнет в финале. Ну нет к этому предпосылок. Я не то что верю, я абсолютно уверена, что машина остановится, старшеклассники прибегут, и все будет в порядке. А вы как думаете? Как вам показалось при чтении - будет все хорошо или нет?


И у меня еще вопросы к прочитавшим. Во-первых, как думаете, помирились ли бы Журка с отцом, не случись беды? И во-вторых, как вы считаете, между Иринкой и Журкой была дружба или все-таки еще не осознаваемая обоими первая любовь?

-3

P.S. Пока писала, меня вдруг осенило еще. В книге есть очень значимый символ - автомобиль. Этот символ сопровождает героя на всех этапах его пути и является едва ли не центральным в романе, наравне с "молниями".