Найти тему

Навстречу новым рекордам: перелет экипажа Чкалова Москва – остров Удд

87 лет назад, 20 июля 1936 года, начался беспосадочный перелет экипажа с составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – о. Удд на самолете АНТ-25 (РД - «Рекорд дальности»). В результате советская авиация вышла на новый уровень и поставила мировой рекорд, который еще недавно казался немыслимым.

Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков на острове Удд вскоре после посадки // Виктор Темин // МАММ / МДФ
Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков на острове Удд вскоре после посадки // Виктор Темин // МАММ / МДФ

1930-е годы стали временем бурного развития авиации во всем мире. Советский Союз в авиационной гонке был в числе лидеров. В 1933 году в Конструкторском бюро А.Н. Туполева был создан самолет АНТ-25 (РД), предназначенный специально для дальних перелетов. На машине было установлено убираемое шасси и первая отечественная конструкция винтового противообледенительного устройства. Летом 1934 года начались испытания машины, которые, однако, проходили не всегда гладко. Из-за неустойчивой работы мотора первые две попытки дальнего перелета по треугольнику Москва-Рязань-Тула-Москва не удались. Однако уже в сентябре самолет успешно преодолел расстояние от Москвы до Харькова.

Вскоре был задуман план нового беспосадочного полета. В качестве командира экипажа был утвержден талантливый пилот Валерий Чкалов. В феврале 1936 года он впервые сел за штурвал этой машины. После полета Чкалов заявил: «Да это просто чудо, а не самолет! Какие же молодцы туполевцы». Первоначально хотели лететь из Москвы в США через Северный полюс, однако И.В. Сталин отметил, что лучше будет организовать перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский.

Карта перелета Москва - о. Удд 20-22 июля 1936 г.
Карта перелета Москва - о. Удд 20-22 июля 1936 г.

Ранним утром 20 июля 1936 года, со специально сооруженной стартовой площадки подмосковного аэродрома близ Щелкова АНТ-25 с экипажем в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова поднялся в воздух. Ему предстояло пройти без посадки над топкими болотами Белозерья, гористым Кольским полуостровом, над холодными водами Баренцева моря и архипелагом Северная Земля, быть в тысяче верст от Северного полюса, пересечь таежную глухомань Якутии и достичь Камчатки.

В ночь на 21 июля самолет достиг арктической Земли Франца-Иосифа и внезапно столкнулся с сильным циклоном. Кроме того, машина начала быстро покрываться льдом. И все же отважные летчики смогли справиться с нештатной ситуацией и продолжили полет. 22 июля аэроплан вышел к Тихому океану, а вскоре и к Петропавловску-Камчатскому. Казалось, что цель достигнута, но горючего было еще достаточно много, и отважный Чкалов решил рискнуть. Выбросив над городом вымпел, он взял курс на Сахалин и полетел над Охотским морем.

АНТ-25 в полете. Фото времен перелета экипажа Чкалова из СССР в Америку, 1937 г. // Борис Вдовенко / Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского
АНТ-25 в полете. Фото времен перелета экипажа Чкалова из СССР в Америку, 1937 г. // Борис Вдовенко / Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского

Внезапно начался сильный дождь и туман, видимость резко снизилась. Экипаж решил сменить курс и идти на Хабаровск. Вдруг впереди опасно выросли береговые скалы. Чкалов резко увел самолет вверх, но началось сильное обледенение корпуса машины. В этой ситуации надо было экстренно снижаться и идти на посадку. В условиях сильного ливня, Валерий Павлович мастерски посадил самолет на маленький остров Удд, потеряв всего лишь одно шасси. Приземлившись, летчики дали радиограмму: «Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на острове Удд. Все в порядке».

Вскоре повреждения были устранены, и экипаж, немного отдохнув, взял курс на Москву. 10 августа АНТ-25, сопровождаемый эскортом из двенадцати самолетов, прошел над столицей и взял курс на Щелково. Ровно в 17 часов он приземлился под восторженные аплодисменты горожан, специально приехавших встречать храбрых авиаторов. За этот успешный перелет В. Чкалов и его товарищи были удостоены звания Героя Советского Союза.

Самолет АНТ-25 на острове Удд // Виктор Темин / ТАСС
Самолет АНТ-25 на острове Удд // Виктор Темин / ТАСС

Знаете ли вы, что:

- Одним из ведущих конструкторов АНТ-25 был молодой талантливый инженер Павел Осипович Сухой - будущий создатель известных во всем мире самолетов марки «Су».

- В начале августа 1935 года с Щелковского аэродрома на самолете АНТ-25 стартовал экипаж Сигизмунда Леваневского, который попытался достичь США через Северный полюс, но потерпел неудачу.

- Полет Чкалова-Байдукова-Белякова длился 56 часов 20 минут. Его дальность составила 9374 километра.

- На острове Удд (переименованном затем в остров Чкалова) летчики временно жили в доме местной жительницы Фетиньи Андреевны Смирновой. Чтобы снова взлететь, понадобилось силами пограничников построить деревянную взлетно-посадочную полосу длиной 500 метров.

- В ноябре 1936 года легендарный АНТ-25 демонстрировался на 15-й международной авиационной выставке в Париже. В настоящее время он находится в павильоне-ангаре у Дома-музея В. Чкалова на его родине, в бывшей слободе Василево, ныне городе Чкаловске Нижегородской области.

- В 1937 г. тот же экипаж совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Ванкувер (США).

- В 2006 году, в честь 70-летия первого полёта, экипаж самолёта «Су-30» ВВС России (Анатолий Квочур и Сергей Коростиев) пролетел по маршруту: Жуковский – остров Чкалова – Жуковский. Общее время полета составило 13 часов 12 минут.

- В экспозиции нашего музея в зале №7 представлен лётный комбинезон В.П. Чкалова и материалы о героических перелётах его экипажа.

Лётный комбинезон В.П. Чкалова // Экспозиция ЦМВС
Лётный комбинезон В.П. Чкалова // Экспозиция ЦМВС

Понравился материал — подпишитесь на канал и приходите в музей для личной встречи с историей!

Больше интересного в предыдущих публикациях: