Найти тему

Первые защитники неба: история Российского императорского военно-воздушного флота

В публицистической и околонаучной литературе до сих пор принято считать, что из основных стран-участниц Первой мировой войны Россия обладала хоть и самой многочисленной, но и, одновременно, самой отсталой армией. Однако это не так. Вооруженные силы страны вполне шли в ногу со временем, и история военной авиации Российской империи – наглядный тому пример.

Линейка самолётов 1-й боевой авиагруппы, осень 1917 года // warspot.ru
Линейка самолётов 1-й боевой авиагруппы, осень 1917 года // warspot.ru

Хотя история отечественных стальных соколов традиционно отсчитывается с 1912 г., первые воздухоплавательные части в составе армии, а затем и флота появились еще в 1885 г. Они оснащались аэростатами и воздушными шарами, которые предназначались, главным образом, для разведки и выполняли роль средств связи. Начавшиеся в 1906 г. масштабные военные реформы проходили под лозунгом модернизации армии и оснащением ее новейшей техникой. Уже тогда передовым военным теоретикам было очевидно, что в войнах будущего авиация будет играть немаловажную роль.

В январе 1908 г. был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, а в 1909 г. в нашей стране началось производство дирижаблей, в том числе, для нужд Военного министерства. В 1910 г. группа российских офицеров была послана во Францию для обучения полетам. Вернувшись в Россию, эти офицеры приступили к обучению своих сограждан. Так в России появилась первая школа по подготовке военных лётчиков в Гатчине, для которой во Франции были закуплены аэропланы местного производства. В конце того же 1910 г. была открыта вторая лётная школа в Севастополе. А в 1911 г. в России провели первый опыт по созданию вооружённого самолета — на один из аэропланов установили пулемёт.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г // авиару.рф
Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г // авиару.рф

Императорский военно-воздушный флот делился на аэропланные/авиационные отряды, которые объединялись в авиационные группы. К началу Первой мировой войны у России было 39 авиационных отрядов, по четыре — шесть самолётов в каждом. По количеству боевых машин Военно-воздушный флот России перед войной был самым большим в мире и насчитывал 263 аэроплана (из них 224 — в составе 39 авиационных отрядов, остальные в резерве) и 14 дирижаблей.

Несмотря на наличие некоторого количества отечественных конструкций, большую часть русских воздушных сил составляли иностранные самолеты. Они закупались во Франции, Англии и Италии, а также строились по лицензии на наших заводах. Преобладали французские марки, лидером среди которых был «Ньюпор» (фр. Nieuport). Россия при этом была единственной страной, вступившей в войну, имея свою дальнюю бомбардировочную авиацию, представленную мощнейшими отечественными самолетами – первыми в мире многомоторными воздушными кораблями конструкции Игоря Сикорского - «Илья Муромец». Машины вошли в состав эскадры бомбардировщиков, которую возглавил генерал Михаил Шидловский. Эта эскадра послужила основой отечественной Дальней авиации.

«Илья Муромец» в полете // airwar.ru
«Илья Муромец» в полете // airwar.ru

Во время Первой мировой войны авиационная промышленность империи была переведена на военные рельсы. Кроме того, наращивались закупки боевых самолетов и в странах Антанты. Правительство усиленно финансировало авиастроение, выделяя крупные средства подрядчикам. В отрасли были созданы отечественные авиационные бомбы и торпеды, бомбосбрасыватели, пулеметные установки, синхронизаторы, самолетные радиостанции, аэрофотоаппараты, навигационные приборы, ранцевый парашют Котельникова.

В результате в 1917 г. Российский императорский военно-воздушный флот имел около 1500 машин, 300 различных частей и подразделений, в том числе, 14 авиационных дивизионов, 91 авиационный отряд, 4 отряда самолётов «Илья Муромец», 87 воздухоплавательных отрядов, 32 отряда морской авиации, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки.

Однако драматические революционные события 1917 г. трагическим образом отразились на судьбе императорской военной авиации. Большинство пилотов-первопроходцев, если не погибли в ходе мировой войны, то сложили головы в Гражданской или же эмигрировали из России. Оказавшейся в трудной политической и экономической ситуации стране отчасти пришлось создавать ВВС заново. Однако это уже совсем другая история…

Экспозиция зала №3 ЦМВС РФ: в центре - авиационная бомба калибра 80 фунтов; под ней - авиационные стрелы; вверху слева - авиационный шлем и офицерский авиационный кортик образца 1914 года. Все: Россия, 1910-е
Экспозиция зала №3 ЦМВС РФ: в центре - авиационная бомба калибра 80 фунтов; под ней - авиационные стрелы; вверху слева - авиационный шлем и офицерский авиационный кортик образца 1914 года. Все: Россия, 1910-е

Знаете ли вы, что:

- Еще в годы правления Александра II, в декабре 1869 г. была создана Комиссия по воздухоплаванию, перед которой стояла задача оценить перспективы применения воздушных шаров в военном деле. В 1870 г. в воздух был поднят первый российский аэростат

- Шефом Императорского военно-воздушного флота был двоюродный дядя Николая II великий князь Александр Михайлович

- Первые военные лётчики носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых они были направлены на обучение лётному делу. Отдельная униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 г.

- 8 сентября 1914 г. российский лётчик штабс-капитан Петр Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, погибнув при его исполнении. Авторству этого талантливого авиатора также принадлежит первая в мире «мертвая петля»

Петр Нестеров // Журнал «Искры», 25 мая 1914 г.
Петр Нестеров // Журнал «Искры», 25 мая 1914 г.

- В авиационных частях Российской империи служило до 35000 нижних чинов и офицеров

- Наиболее результативным асом-истребителем Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны был подполковник Александр Казаков, сбивший 17 самолетов противника; также он второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся в живых после него

Алекандр Казаков (в центре) возле самолета вместе с механиками, один из которых держит «кошку», а второй – гирю. Трос с закрепленными гирей и кошкой крепились на машину Казакова и могли использоваться им в качестве оружия в воздушных боях // М. Хайрулин, В. Куликов «Российские лётчики-истребители Первой мировой войны». Санкт-Петербург, 2014 г. / warspot.ru
Алекандр Казаков (в центре) возле самолета вместе с механиками, один из которых держит «кошку», а второй – гирю. Трос с закрепленными гирей и кошкой крепились на машину Казакова и могли использоваться им в качестве оружия в воздушных боях // М. Хайрулин, В. Куликов «Российские лётчики-истребители Первой мировой войны». Санкт-Петербург, 2014 г. / warspot.ru

- У знаменитого советского героя Алексея Маресьева были предшественники в годы Первой мировой войны – поручик Александр Прокофьев-Северский и корнет Юрий Гильшер, после ампутации ног вновь севшие за штурвал боевых самолетов

- После Октябрьской революции некоторое количество авиационных отрядов бывшего Императорского военно-воздушного флота перешло на сторону большевиков, остальные воевали в белой авиации

- В зале №3 нашего музея можно увидеть витрину, рассказывающую о новых видах отечественных вооруженных сил времен Первой мировой войны. Среди представленных экспонатов: 7,71 ммавиационный пулемет сист. Льюиса обр. 1915 года, различные авиационные бомбы, офицерский авиационный кортик обр. 1914 года, модель многомоторного самолета «Илья Муромец, фотография П.Н. Нестерова у своего самолета и другие. В расположенном рядом зале №2 рекомендуем обратить внимание на летный шлем и офицерскую пилотку 1910-х годов.

Летный шлем и офицерская пилотка отечественного военно-воздушного флота, 1910-х годов
Летный шлем и офицерская пилотка отечественного военно-воздушного флота, 1910-х годов

#историяавиации #история ввс #российскаяимперия #николайii #николай 2 #первая мировая #первая мировая война #история россии