В публицистической и околонаучной литературе до сих пор принято считать, что из основных стран-участниц Первой мировой войны Россия обладала хоть и самой многочисленной, но и, одновременно, самой отсталой армией. Однако это не так. Вооруженные силы страны вполне шли в ногу со временем, и история военной авиации Российской империи – наглядный тому пример.
Хотя история отечественных стальных соколов традиционно отсчитывается с 1912 г., первые воздухоплавательные части в составе армии, а затем и флота появились еще в 1885 г. Они оснащались аэростатами и воздушными шарами, которые предназначались, главным образом, для разведки и выполняли роль средств связи. Начавшиеся в 1906 г. масштабные военные реформы проходили под лозунгом модернизации армии и оснащением ее новейшей техникой. Уже тогда передовым военным теоретикам было очевидно, что в войнах будущего авиация будет играть немаловажную роль.
В январе 1908 г. был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, а в 1909 г. в нашей стране началось производство дирижаблей, в том числе, для нужд Военного министерства. В 1910 г. группа российских офицеров была послана во Францию для обучения полетам. Вернувшись в Россию, эти офицеры приступили к обучению своих сограждан. Так в России появилась первая школа по подготовке военных лётчиков в Гатчине, для которой во Франции были закуплены аэропланы местного производства. В конце того же 1910 г. была открыта вторая лётная школа в Севастополе. А в 1911 г. в России провели первый опыт по созданию вооружённого самолета — на один из аэропланов установили пулемёт.
Императорский военно-воздушный флот делился на аэропланные/авиационные отряды, которые объединялись в авиационные группы. К началу Первой мировой войны у России было 39 авиационных отрядов, по четыре — шесть самолётов в каждом. По количеству боевых машин Военно-воздушный флот России перед войной был самым большим в мире и насчитывал 263 аэроплана (из них 224 — в составе 39 авиационных отрядов, остальные в резерве) и 14 дирижаблей.
Несмотря на наличие некоторого количества отечественных конструкций, большую часть русских воздушных сил составляли иностранные самолеты. Они закупались во Франции, Англии и Италии, а также строились по лицензии на наших заводах. Преобладали французские марки, лидером среди которых был «Ньюпор» (фр. Nieuport). Россия при этом была единственной страной, вступившей в войну, имея свою дальнюю бомбардировочную авиацию, представленную мощнейшими отечественными самолетами – первыми в мире многомоторными воздушными кораблями конструкции Игоря Сикорского - «Илья Муромец». Машины вошли в состав эскадры бомбардировщиков, которую возглавил генерал Михаил Шидловский. Эта эскадра послужила основой отечественной Дальней авиации.
Во время Первой мировой войны авиационная промышленность империи была переведена на военные рельсы. Кроме того, наращивались закупки боевых самолетов и в странах Антанты. Правительство усиленно финансировало авиастроение, выделяя крупные средства подрядчикам. В отрасли были созданы отечественные авиационные бомбы и торпеды, бомбосбрасыватели, пулеметные установки, синхронизаторы, самолетные радиостанции, аэрофотоаппараты, навигационные приборы, ранцевый парашют Котельникова.
В результате в 1917 г. Российский императорский военно-воздушный флот имел около 1500 машин, 300 различных частей и подразделений, в том числе, 14 авиационных дивизионов, 91 авиационный отряд, 4 отряда самолётов «Илья Муромец», 87 воздухоплавательных отрядов, 32 отряда морской авиации, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки.
Однако драматические революционные события 1917 г. трагическим образом отразились на судьбе императорской военной авиации. Большинство пилотов-первопроходцев, если не погибли в ходе мировой войны, то сложили головы в Гражданской или же эмигрировали из России. Оказавшейся в трудной политической и экономической ситуации стране отчасти пришлось создавать ВВС заново. Однако это уже совсем другая история…
Знаете ли вы, что:
- Еще в годы правления Александра II, в декабре 1869 г. была создана Комиссия по воздухоплаванию, перед которой стояла задача оценить перспективы применения воздушных шаров в военном деле. В 1870 г. в воздух был поднят первый российский аэростат
- Шефом Императорского военно-воздушного флота был двоюродный дядя Николая II великий князь Александр Михайлович
- Первые военные лётчики носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых они были направлены на обучение лётному делу. Отдельная униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 г.
- 8 сентября 1914 г. российский лётчик штабс-капитан Петр Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, погибнув при его исполнении. Авторству этого талантливого авиатора также принадлежит первая в мире «мертвая петля»
- В авиационных частях Российской империи служило до 35000 нижних чинов и офицеров
- Наиболее результативным асом-истребителем Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны был подполковник Александр Казаков, сбивший 17 самолетов противника; также он второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся в живых после него
- У знаменитого советского героя Алексея Маресьева были предшественники в годы Первой мировой войны – поручик Александр Прокофьев-Северский и корнет Юрий Гильшер, после ампутации ног вновь севшие за штурвал боевых самолетов
- После Октябрьской революции некоторое количество авиационных отрядов бывшего Императорского военно-воздушного флота перешло на сторону большевиков, остальные воевали в белой авиации
- В зале №3 нашего музея можно увидеть витрину, рассказывающую о новых видах отечественных вооруженных сил времен Первой мировой войны. Среди представленных экспонатов: 7,71 ммавиационный пулемет сист. Льюиса обр. 1915 года, различные авиационные бомбы, офицерский авиационный кортик обр. 1914 года, модель многомоторного самолета «Илья Муромец, фотография П.Н. Нестерова у своего самолета и другие. В расположенном рядом зале №2 рекомендуем обратить внимание на летный шлем и офицерскую пилотку 1910-х годов.
#историяавиации #история ввс #российскаяимперия #николайii #николай 2 #первая мировая #первая мировая война #история россии