Найти тему

Штабс-капитан Петр Нестеров: траектория подвига

109 лет назад, 9 сентября 1913 г. русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров на самолете «Ньюпор-IV» (Nieuport IV) первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю» – «петлю Нестерова» в вертикальной плоскости. Это произошло в небе над Киевом на высоте 600 м.

В нашем музее в залах №№2 и 3 представлены некоторые материалы о начальном этапе истории отечественной военной авиации, а мы сегодня подготовили для вас текст о незаурядном человеке и мужественном офицере Петре Нестерове, прожившем всего 27 лет, но навеки прославившем российских авиаторов.

П.Н. Нестеров // Журнал "Искры", 1914 г.
П.Н. Нестеров // Журнал "Искры", 1914 г.

Будущий знаменитый авиатор родился 27 февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Уже во время учебы в Нижегородском кадетском корпусе проявились такие черты его характера, как настойчивость и умение добиваться своего, невзирая ни на какие препятствия. Широко известна характеристика, которую кадету-выпускнику Петру Нестерову дали в корпусе: «Обладает острым умом, чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический характер, идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью».

Окончив в 1906 г. Михайловское артиллерийское училище, молодой офицер был произведен в подпоручики и отправился во Владивосток, где и началась его служба. Командование, оценив рвение молодого офицера, прикомандировало его к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата.

Самолет Nieuport IV Российского императорского военно-воздушного флота. На таком самолете Нестеров выполнил "мертвую петлю" // airwar.ru
Самолет Nieuport IV Российского императорского военно-воздушного флота. На таком самолете Нестеров выполнил "мертвую петлю" // airwar.ru

Во Владикавказе, на новом месте службы, в 1910 г., Нестеров впервые встретился с авиацией и принял решение навсегда связать свою судьбу с небом. Молодой офицер не просто хотел летать, но и стремился досконально изучить законы, которым подчиняется самолёт в воздухе, и на базе этих знаний создать более совершенную конструкцию летального аппарата. Нестеров приступил к разработке проектов самолёта собственной конструкции, а в октябре 1911 г. стал курсантом Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. В сентябре 1912 г. молодой поручик совершил свой первый самостоятельный полёт. 5 октября 1912 г. он получил долгожданное звание военного летчика.

За два года, отделявшие этот торжественный момент от героической гибели, Петр Нестеров успел совершить столько, сколько другие не успевали за целую жизнь. Помимо обессмертившей его имя «мертвой петли», он разработал два проекта бескилевого самолета с увеличенной площадью вертикального оперения, смог теоретически обосновать и проверить на практике технику взаимодействия авиации с полевыми войсками. Начальство в его характеристике писало так: «Пётр Нестеров — лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие».

Эпизод воздушнго боя с участием немецкого самолета, Первая мировая война // eternal-memory.ru
Эпизод воздушнго боя с участием немецкого самолета, Первая мировая война // eternal-memory.ru

К началу Первой Мировой войны Нестеров являлся командиром 11-го корпусного авиаотряда. Отряд Нестерова был отправлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов. Здесь он одним из первых в России применил методику бомбометания приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. 8 сентября 1914 г. в воздушном бою недалеко от австрийского города Жолква (современная Львовская область Украины) штабс-капитан Петр Нестеров впервые в истории боевой авиации применил воздушный таран. Ему удалось сбить самолет противника, но и сам бесстрашный русский авиатор погиб. Обнаруженное тело погибшего русского лётчика было доставлено в Киев, где его похоронили с воинскими почестями.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова», 1915 г. // Национальный музей истории Украины
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова», 1915 г. // Национальный музей истории Украины

Знаете ли вы, что:

- Отец будущего легендарного летчика умер в 1889 г. в том же возрасте, в котором впоследствии погибнет его сын – в 27 лет

- 6 августа 1910 г. на нижегородском ипподроме Нестеров стал свидетелем показательного полета выдающегося русского авиатора Сергея Уточкина, после чего серьезно заинтересовался авиацией. Интересно, что показательные полеты Уточкина над Гомелем пробудили интерес к воздухоплаванию у Павла Сухого – будущего знаменитого авиаконструктора

- Обшивку для первого планера, на котором Петр Николаевич впервые поднялся в воздух, сшила его мама Маргарита Николаевна

- Посмертно Нестеров был награжден орденом Святого Георгия IV степени

- На месте гибели Петра Нестерова ещё в 1914 г. был установлен монумент. В 1951 г. Жолкву переименовали в Нестеров. Власти независимой Украины вернули Жолкве историческое название, а монумент в честь героя, а также открытый в городе музей не включили в список памятников истории и культуры. В результате музей был разорён, а с монумента украли барельеф из нержавеющей стали. Даже дорожки из бетонных плит, ведущие к памятнику, разобрали и увезли

Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания, 1910-е гг.
Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания, 1910-е гг.

- Именем лётчика названы улицы и переулки в Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине, Керчи, Минске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Иркутске и ряде других городов

- В честь П.Н. Нестерова названа государственная награда современной России - медаль Нестерова, которой награждаются авиаторы за личные мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества

- В зале №3 нашего музея можно увидеть витрину, рассказывающую о новых видах отечественных вооруженных сил времен Первой мировой войны. Среди представленных экспонатов: 7,71 мм авиационный пулемет сист. Льюиса обр. 1915 года, различные авиационные бомбы, офицерский авиационный кортик обр. 1914 года, модель многомоторного самолета «Илья Муромец, фотография П.Н. Нестерова у своего самолета и другие. В расположенном рядом зале №2 рекомендуем обратить внимание на летный шлем и офицерскую пилотку 1910-х годов.

Летный шлем и офицерская пилотка отечественного военно-воздушного флота, 1910-е годы // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил
Летный шлем и офицерская пилотка отечественного военно-воздушного флота, 1910-е годы // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил

#нестеров #авиаторы #историяавиации #первая мировая война #российскаяимперия #военная история