Найти в Дзене
Hélène Fourment

Ещё одно искусство Древнего Рима - магия ОГНЯ

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Заходите к нам на огонёк! - такой фразой граждане Древнего Рима, и не только, могли приглашать в свой дом гостей, друзей и родных. Ведь огонёк был единственным источником света в сумерки, когда угасал свет солнечный.

Электрический свет пришел в наши дома только в начале двадцатого века. До него, на протяжении десятков веков, огоньки свечи, масляной лампы, лучины, пламя факела были для наших предков жизненно необходимы, при этом часто были не по средствам, недоступны.

Приглашаю вас на экскурсию! На выставку, посвященную свету и освещению в древности.

Выставка «Новый свет от Помпеи до Рима» «сияет» в Капитолийском музее,  во дворце Каффарелли.
Выставка «Новый свет от Помпеи до Рима» «сияет» в Капитолийском музее, во дворце Каффарелли.

Бронзовые масляные лампы, канделябры, подставки для факелов и множество драгоценных скульптур, относящиеся к античным способам освещения - всё это представлено в выставочных залах. Они показывают, как в древности использовали искусственный свет, какой была атмосфера в помпейских домах. Так же, как и сейчас, всё сферы общественной и личной жизни, такие как торговля, учёба, банкеты, вечеринки, религиозные таинства не могли обойтись без освещения.

Один из выставочных залов.                                        Это юноша-лампадофор из дома Юлия Полибия в Помпеях.                                                                                   В древней Греции так называли человека, несшего лампу во время священнодействия, или факел. Изображение куроса с архаичными чертами, но сделанное в I веке нашей эры.
Один из выставочных залов. Это юноша-лампадофор из дома Юлия Полибия в Помпеях. В древней Греции так называли человека, несшего лампу во время священнодействия, или факел. Изображение куроса с архаичными чертами, но сделанное в I веке нашей эры.

На выставке это не единственный лампадофор. А функции у них те же, что и у их древнегреческих прообразов: в руку им можно было вставить лампу или зажженный факел.

Голова статуи ещё одного лампадофора.               Бронза I века нашей эры, из Дома Юлия Полибия в Помпеях.                                                                                Он потрясающе хорошо сохранился. Не знаю, как у вас, а у меня эта мысль возникает постоянно, когда вижу столь древние произведения искусства!
Голова статуи ещё одного лампадофора. Бронза I века нашей эры, из Дома Юлия Полибия в Помпеях. Он потрясающе хорошо сохранился. Не знаю, как у вас, а у меня эта мысль возникает постоянно, когда вижу столь древние произведения искусства!

Артефакты для выставки предоставили Национальный археологический музей Неаполя и Археологический парк Помпеи.

Статуя Эфеба (бронзовая копия греческого оригинала работы 5 века до н.э.), найденная в одном из домов в Помпеях. Эфе́б - в древнегреческом обществе - юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (то есть около 18 лет)
Статуя Эфеба (бронзовая копия греческого оригинала работы 5 века до н.э.), найденная в одном из домов в Помпеях. Эфе́б - в древнегреческом обществе - юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (то есть около 18 лет)

Эх, грешно так говорить, но...

О, боги, спасибо вам за Везувий!!! )))

Ведь ни в одном городе греко-римского мира не сохранилось такого количества артефактов, как в Помпеях.

Подставка для факела - статуэтка мальчика во фригийском колпаке, которая экспонируется впервые, несмотря на то, что она была обнаружена ещё в 1818 году в доме-клинике врача Пумпония Магониана.
Подставка для факела - статуэтка мальчика во фригийском колпаке, которая экспонируется впервые, несмотря на то, что она была обнаружена ещё в 1818 году в доме-клинике врача Пумпония Магониана.

В Помпеях были найдены тысячи предметов, связанных с освещением, сделанных из терракоты (глины) и из бронзы (7-10% от общего количества). Бронза особенно ценилась и обрабатывалась с большим художественным мастерством.

Витрина с помпейскими находками из бронзы
Витрина с помпейскими находками из бронзы

Выставка  одновременно и научная, и художественная. Изумляет разнообразие идей, пластических решений и изобретательское богатство, которые проявили неизвестные мастера древности при изготовлении этих ламп, подсвечников. Каждое - произведение искусства!

Люцерн (масляная лампа) с Силеном. Силен — сын Пана или Гермеса и нимфы. Местом рождения Силена, играющего важную роль в мифах о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Ниса, где он был царём.
Люцерн (масляная лампа) с Силеном. Силен — сын Пана или Гермеса и нимфы. Местом рождения Силена, играющего важную роль в мифах о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Ниса, где он был царём.
Силен (фрагмент масляной лампы)
Силен (фрагмент масляной лампы)

Выставка ещё и интерактивна! Некоторые экспонаты были специально воспроизведены художественным литейным цехом Сан-Галло в масштабе 1:1. Их части выполнены из различных сплавов и их можно пощупать и осмотреть, взяв в руки, чтобы почувствовать различия в гладкости поверхностей и в цвете.

Римский люцерн - масляная лампа (найденная в Стабиях на вилле Арианна в 1761 году) с отражающей опорой в форме летучей мыши, также воспроизведенная литейным цехом.
Римский люцерн - масляная лампа (найденная в Стабиях на вилле Арианна в 1761 году) с отражающей опорой в форме летучей мыши, также воспроизведенная литейным цехом.

Вместо "искусственный свет" хочется сказать "искусство света". Римские светильники играют со светом, моделируют его своими пластичными формами и металлическими поверхностями-отражателями. 

Отражатель-летучая мышь крупным планом
Отражатель-летучая мышь крупным планом

На фото обложки вы видели масляную лампу с тремя язычками пламени и танцующими отражениями на стене... Потрясающая эстетика, как же это красиво. Ниже - эта же лампа в витрине. А увидеть её ещё раз зажженную вы можете в конце статьи, где я всегда размещаю фото обложки.

Масляная лампа (люцерн) с тремя рожками, отражателем и статуэткой танцовщицы
Масляная лампа (люцерн) с тремя рожками, отражателем и статуэткой танцовщицы

В патрицианских резиденциях Помпеи, Геркуланума и на виллах около Везувия масляные лампы имели не только практическое, но и эстетическое назначение: они сами по себе были произведениями искусства. Некоторые из них стоили безумно дорого!

Позднеэллинистический канделябр, сделанный из полихромной бронзы, свидетельствует об особой ценности этого материала в позднереспубликанский период после завоевания Греции.
Позднеэллинистический канделябр, сделанный из полихромной бронзы, свидетельствует об особой ценности этого материала в позднереспубликанский период после завоевания Греции.

Состоятельные римляне, как рассказывает Плиний в своей «Естественной истории» , попали под пагубное воздействие предметов роскоши, ввозимых из Греции:

"Они не стыдились покупать канделябры даже за суммы, равные жалованию военного трибуна. Римская матрона Гегания купила подсвечник за 50 000 сестерциев и потом хвасталась своей покупкой за обедом." Для сравнения можно привести такие цифры: в Италии в начале имперского периода средняя стоимость одного дня боёв гладиаторов на арене была от 5 тысяч до 10 тысяч сестерциев, большая амфора с зерном, вмещавшая 9 литров, стоила 3 сестерция, ежедневная зарплата римского воина – 4 сестерция, за 1 сестерций по объявлению в Помпеях предлагались услуги жрицы любви.

Небольшая масляная лампа в форме африканской головы сопровождала двух помпейцев во время их бегства от извержения вулкана Везувия.                  Но... уцелела только масляная лампа.
Небольшая масляная лампа в форме африканской головы сопровождала двух помпейцев во время их бегства от извержения вулкана Везувия. Но... уцелела только масляная лампа.

Можно привести вот ещё какой пример. Аристофан в прологе своей комедии «Женщины в народном собрании» обращается к светильнику, сравнивает его с сияющим глазом. Ведь в древности масляные лампы считались предметами одушевлёнными! Аристофан характеризует инструмент озарения как божество, организм, животное и, прежде всего, как верного слугу, помогающего человеку в разных делах.

Светильник в виде ступни
Светильник в виде ступни

Отсюда множество масляных ламп, заканчивающихся человеческими, львиными, лошадиными и козьими головами, или сопровождаемых танцующими фигурами, пьяными Силенами или даже стилизованными растительными элементами. 

Как жаль, что нельзя полюбоваться на все эти лампы в зажженном состоянии! Я долго рассматривала фотографии, они потрясающие. Здесь получилось уместить меньше половины. Надеюсь, вам было так же интересно, как и мне!

Информацию я позаимствовала с сайта:

“Nuova luce da Pompei a Roma”. La mostra a Villa Caffarelli sugli oggetti usati per l’illuminazione nelle case pompeiane - ABOUT ART ON LINE

А фотографии нашла на нескольких сайтах в свободном доступе.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки