Найти в Дзене

История в предметах. О чём плакал олимпийский Мишка-1980?

Плачущий медведь-талисман на экране Олимпиады

Московская Олимпиада-80, открывшаяся 19 июля 1980 года, была и триумфом, вершиной «разрядки» Леонида Ильича Брежнева, и одновременно её крушением. Вершиной — потому что благодаря «разрядке» впервые столь престижные спортивные соревнования смогли быть назначены в столице социалистической страны, да ещё в самом средоточии социализма — Москве. Крушением — потому что большинство «цивилизованных стран» Запада своих спортсменов в Москву не прислали, воспользовавшись новым обострением холодной войны Запада и Востока, произошедшим в 1979 году в Афганистане. В общем, произошло ровно то же самое, что потом, в гораздо более грандиозных и катастрофических масштабах, повторилось в 1989—2022 годах: попытка СССР мирно «войти в цивилизованный мир» завершилась фиаско. Но насколько же лучшими для Москвы были условия того фиаско, 1980 года... Увы, как всегда бывает, этот урок истории не пошёл впрок, и никого ничему в СССР не научил, предостережением от повторной попытки «вписаться» не послужил.
А главным предметом, символом того года стал талисман Олимпиады, придуманный художником Виктором Чижиковым (1935—2020) — олимпийский Мишка. О Чижикове я
как-то уже писал, как о лучшем, на мой взгляд, иллюстраторе «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэролла. Долгое время художник не мог придумать, как связать образ медведя с олимпийской символикой, в конце концов искомый образ — медведя, опоясанного поясом с пятью кольцами — он увидел во сне.

-2

19 июля 1980 Москва, СССР. Открытие Олимпиады

А одним из воплощений его придумки стал аэростат-кукла, которая изображала собой этого медведя, она сыграла важную роль 3 августа, в день закрытия Олимпиады. Аэростат был наполнен гелием. Не сразу удалось добиться, чтобы он взлетал вертикально вверх, он упрямо летел либо на боку, либо на спине, а порой даже переворачивался в воздухе. В конце концов ноги куклы утяжелили, а к верхним лапам, наоборот, привязали гирлянды воздушных шариков.

-3

Под трогательную песню «До свиданья, Москва» в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой Мишка поднялся над стадионом на 24 разноцветных воздушных шарах:
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес...

И, прощально помахав лапой, уплыл в ночное небо. Глядя на это зрелище, многие зрители не могли сдержать слёз. А на экране из флажков медведь тоже уронил слезу. Сейчас, глядя на это событие с исторического расстояния, мы можем сказать: Мишка оплакивал не только окончание Игр, но и окончание целой эпохи разрядки...

ПРОДОЛЖЕНИЕ