Чтобы выделиться в конкурентной среде, недостаточно создать качественный продукт. Необходимо уметь общаться с целевой аудиторией: говорить на её языке, понимать её интересы, разделять ценности, быть в нужное время в нужном месте. Из этого складывается клиентоориентированность — подход к ведению бизнеса, при котором клиент и его потребности ставятся в центр интересов компании и вся её деятельность направлена на их удовлетворение.
Путь клиента
Значимая составляющая клиентоориентированности — переосмысление и оптимизация всех точек соприкосновения клиента с компанией, «клиентского пути». Ведь клиент контактирует с компанией не только в момент покупки, но и до и после. Как найти эти «места встреч»?
Есть несколько способов.
- Исследование клиентов, создание портретов покупателей. Это помогает понять потребности клиентов, их боли.
- Маппинг клиентского пути, анализ точек контакта. Он помогает визуализировать путь клиента, выявить слабые места, проблемные зоны и возможности для улучшений.
- Дизайн сервисных сценариев. Это разработка и оптимизация сценариев, которые описывают последовательность действий клиента и сотрудников компании в самых разных ситуациях.
- Прототипирование и тестирование. Прототипы позволяют компаниям проверить идеи и концепции, собрать обратную связь и внести исправления, если нужно.
Дизайн/редизайн клиентских путей — это непрерывный процесс. Нельзя провести его один раз и забыть. Мир вокруг меняется, поведение клиентов тоже, появляются новые площадки, инструменты — важно успевать подстраиваться. Помогают в этом технологии.
Как цифровизация помогает создать клиентоориентированную компанию
Технологии помогают улучшить и упростить повторяющиеся процессы, автоматизировать рутину и освободить время сотрудников для креативных задач и персональных коммуникаций с клиентом — там, где это действительно необходимо.
К таким инструментам относятся:
- ERP-системы — автоматизируют управление бизнес-процессами: объединяют информацию со всех отделов, позволяют выявить слабые звенья.
- Системы электронного документооборота — в несколько раз ускоряют обслуживание: процессы подписания документов, выставления счетов, оплат.
- Технологии персонализации — помогают увеличить конверсию от маркетинговых кампаний в онлайн-каналах.
Проверьте клиентоцентричность своей компании
Ниже чек-лист, основанный на методике Market Responsiveness Index. Подсчитайте количество пунктов, в которых вы уверены на 100%. А остальные воспринимайте как точки роста.
Ставьте галочку, если вы хорошо понимаете:
☐ существующие потребности клиентов;
☐ будущие потребности клиентов;
☐ конкурентов — текущих и потенциальных;
☐ внешнюю среду: экономические, политические, социальные и прочие аспекты, которые влияют на ваш бизнес.
Ещё несколько пунктов:
☐ сотрудники знают стратегию бизнеса и следуют ей;
☐ у вас выстроено взаимодействие между отделами компании;
☐ работники имеют право принимать решения самостоятельно.
Если результат получился далёким от желаемого, читайте на СберПро Медиа, как развить клиентоориентированность в компании.
#интересное #клиентоориентированность #чек-лист