В мае 1826-го года на свет появилась дочь Александра Дмитриевича Денисьева. Новорожденную при крещении нарекли Еленой. К несчастью мать девочки рано скончалась, а после появления в доме мачехи отец отправил девочку на воспитание к своей сестре Анны Дмитриевны.
Тетушка работала в Смольном институте благородных девиц. Остальные воспитанницы в институте считали, что Елена находится на особом положении: девушка пользовалась безграничной любовью тети, жила с ней на квартире, а не в стенах Смольного, как остальные. Кроме того, получала достаточно свободное воспитание и с юности могла посещать различные балы и светские мероприятия, сопровождая Анну Дмитриевну.
"Природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая <…> всегда собирала около себя множество блестящих поклонников".
В конце 40-ых годов Смольный институт посещал Федор Иванович Тютчев - навещал обучающихся там дочерей Дарью и Екатерину. Именно тогда он познакомился с Анной Дмитриевной и ее племянницей Еленой. Между женатым Тютчевым и юной Денисьевой возникла страсть. Естественно, что высший свет Петербурга негативно принял данную новость, а отец Елены Александровны и вовсе отрекся от дочери.
Около 14 лет Елена Александровна была "гражданской" женой Тютчева. От этого союза на свет появилось трое внебрачных детей - Елена, Федор и Николай, который были признаны отцом и носили его фамилию, но не могли унаследовать дворянский титул. Денисьева настолько любила Тютчева, что признавалась:
«Я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой».
В 1864-ом году Елена Александровна родила сына Николая. Тяжелая беременность и роды сильно сказались на здоровье женщины: вскорем времени врачи диагностировали у нее туберкулез. В конце лета этого же года Денисьева скончалась. Позднее современники отмечали, что Федор Иванович был в отчаянии и никак не мог принять смерть любимой женщины.
«лихорадило и знобило в тёплой комнате от рыданий». Вспоминал Афанасий Фет
«не пытается преодолеть его (горя) или скрыть хотя бы перед посторонними». Писала дочь Тютчева Анна Федоровна
«промокшею от падавших на неё (одежду) слёз». Писал Иван Тургенев
«Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Говорила законная супруга Тютчева Эрнестина Федоровна
После смерти матери ее старшая дочь Елена была отправлена на учебу в частный пансион, а маленьких сыновей забрала тетушка Анна Дмитриевна. К несчастью, спустя год после смерти Елены Александровны ее дети Елена и Николай заболели чахоткой и скончались. Позднее Тютчев признавался, что смерти детей стали для него страшной потерей.
"Не было ни одного дня, который я не начинал без некоторого изумления, как человек продолжает ещё жить, хотя ему вырвали сердце и отрубили голову". Из письма Тютчева, 29 июня 1865 года
Воспитанием единственного сына Тютчева от Денисьевой Федора стала заниматься его единокровна сестра Анна Федоровна. Отец направил дочери деньги на содержание мальчика.